Главная Культура 00:07 05 Июля 2019 949
«Мне снятся русские сны...»

Умер режиссер Себастьян Аларкон. Публикуем интервью из архива нашего кинообозревателя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Себастьян Аларкон. Фото: © Boris Kremer, globallookpress.com

Человек уникальной судьбы, «русский чилиец», как его называли, он жил на две страны. Любил свою родину — Чили. Любил СССР и Россию, где снял свои главные фильмы. Это интервью я взял у Аларкона между его переездами из Чили в Россию и обратно.

— Себастьян, мы знакомы не один десяток лет. С тех пор, как на Московском кинофестивале был показан и премирован ваш фильм «Ночь над Чили». Но давайте начнем с самого начала. Напомните, как вы оказались в СССР.

— О, это давняя история. Я родился в Вальпараисо в бедной семье, мои родственники были коммунистами. Вскоре после прихода к власти Альенде они посоветовали мне отдать документы в только что созданный институт дружбы между Чили и Советским Союзом. Я рос политически безграмотным парнем, понятия не имел, что за страна такая — СССР. Слышал только, что был какой-то Ленин. И, разумеется, я не говорил по-русски. Тем не менее в числе 30 молодых чилийских ребят я полетел в СССР учиться на инженера. Это был, конечно, абсолютно авантюрный поступок.

— Инженером, как я понимаю, вы так и не стали.

— Эта профессия меня совершенно не интересовала. Когда я оказался в Москве, первым делом пошел искать ВГИК, поскольку с детства бредил кинематографом и даже успел поучиться в киношколе при Чилийском университете. Меня заставили сначала подучить язык, а через год приняли в мастерскую известного режиссера-документалиста Леонида Кристи. У меня, конечно, были огромные пробелы в образовании, но я старался воспользоваться уникальными возможностями, которые давал ВГИК — в то время, безусловно, лучшая киношкола мира. В 1973-м я оказался на практике у классика документалистики Романа Кармена, который работал над лентами о Латинской Америке. А тут как раз в Сантьяго случился путч, к власти пришел Пиночет. И Кармен, отложив другие замыслы, срочно стал делать фильм о Чили, а меня взял своим помощником, по сути, мальчиком на побегушках.

К Кармену стекалось огромное количество снятой в Сантьяго иностранной хроники, он спешно монтировал из нее фильм. Что-то, естественно, летело в корзину. У меня болела душа по поводу событий на родине, и я стал внимательно рассматривать обрезки пленки, узнавая знакомые улицы, дома. И неожиданно для себя из «неликвидов» начал монтировать собственный фильм, перемежая чилийскую хронику съемками в Москве. Показал свою работу Кармену. Тот сначала удивился, но потом помог завершить мне эту скромную картину, которая завоевала Гран-при международного фестиваля в финском Тампере. Потом я получил приз вгиковского фес-тиваля за дипломный фильм «Три Пабло», так что к моменту окончания института я был подающим надежды режиссером-документалистом.

— А как в вашей судьбе появилось «большое» кино? Ведь в то время документалисту снять игровой фильм было не просто.

— Кармен подолгу разговаривал с людьми, которые приезжали из Чили, прошли через пиночетовские застенки. А я ему эти беседы переводил. Переосмыслив услышанное, я написал сценарий, но что с ним делать, не знал. Мой старший товарищ, режиссер Эльер Ишмухамедов, автор замечательных фильмов «Нежность» и «Влюбленные», надоумил меня сходить к Борису Павленку, который был в то время зампредседателя Госкино. И вот, набравшись нахальства, с бутылкой чилийского вина я отправился в высокий кабинет.

На мое счастье, Павленок к тому времени побывал в Чили, встречался с Альенде, поэтому внимательно отнесся к моему замыслу. И, несмотря на то что на «Мосфильме» уже снимался фильм на схожую тему — «Кентавры» в постановке выдающегося Витаутаса Жалакявичюса, — мне, юнцу, документалисту, да еще иностранцу, дали возможность снять свой первый игровой фильм. Съемки за рубежом тогда практиковались крайне редко, и нам нужно было найти Сантьяго в пределах СССР. Объехали всю Среднюю Азию, Прибалтику — ничего похожего. И только в старом Баку нашли несколько улиц, отдаленно напоминавших Сантьяго. Там и начали снимать. Так появилась лента «Ночь над Чили»:

— ...Которая наряду с картиной Георгия Данелии «Мимино» была представлена в конкурсе ММКФ.

— Не открою большого секрета: в те времена советской картине обязательно давали один из трех главных призов. В тот раз мнение жюри разделилось. Об этом мне по секрету рассказал член жюри, кубинский режиссер Умберто Солас. Одни считали, что надо отметить «Мимино», другие прочили в победители «Ночь над Чили». И я имел наглость подойти к Георгию Данелии и заявить, что моя картина лучше, чем его «Мимино». «Конечно, конечно», — примирительно ответил муд-рый Георгий Николаевич. Он отнесся к нахалу и сопляку, каким я был, с редким пониманием. В итоге жюри приняло правильное решение, присудив Золотой приз замечательному «Мимино». А мне в утешение дали спецприз. Тем не менее эта награда сыграла огромную роль в моей судьбе. Благодаря пришедшей ко мне некоторой известности я получил возможность остаться в СССР.

— А вы хотели остаться?

— Очень. Иногда я думаю: как случилось, что, приехав из капстраны, не зная советской действительности, я так быстро адаптировался к новой для меня среде? Думаю, дело было в том, что в Чили я пять лет провел в духовной семинарии. Совсем как ваш Сталин. Поэтому, оказавшись в СССР, я быстро приноровился к здешней жизни. А она была аскетичной: мало продуктов, трудно купить приличную одежду. Но для меня это не составляло проблемы. Тем более, жизнь пошла своим естественным чередом. Я женился на русской девушке, успел развестись, вновь женился, дети появились:

— Да и фильмы у вас пошли косяком!

— Мне выпало счастье работать на «Мосфильме» в его золотую пору — в одних павильонах с Бондарчуком, Данелией, Тарковским, Панфиловым, Михалковым, Соловьевым... Я не знал простоев, выпускал картину за картиной. Сначала оказался в тисках политического кино — после «Ночи над Чили» снял «Падение Кондора» и «Санта Эсперанса». Но тут в моей судьбе случилась знаковая встреча с Александром Адабашьяном, ставшим моим постоянным сценаристом и верным другом. Благодаря ему я понял, что кино — это не только и не столько политика. Это еще и умение закрутить увлекательный сюжет, создать интересные характеры, раскрыть потенциал актеров.

Вместе с Адабашьяном мы сделали фильмы «Выигрыш одинокого коммерсанта», «История одной бильярдной компании», «Испанская акт-риса для русского министра», «Агенты КГБ тоже влюбляются», успев поработать в разных жанрах и стилях — тут и комедия, и драма, и триллер. Я пел как птица, не думая об окупаемости своих картин в прокате, не заботясь о завтрашнем дне — он казался мне, как и положено советским людям, безоблачно прекрасным. Так продолжалось вплоть до развала СССР. Вскоре кино напрочь остановилось, и я остался в чужой, как выяснилось, стране без работы, без средств к существованию.

— Как выживали?

— Брался за любую работу. С отчаяния даже занялся бизнесом, импортировал рыбные консервы из Чили. Но меня, как водится, кинули российские партнеры. И мне не осталось ничего другого, как в 1998-м уехать на историческую родину. В России мне нечем было кормить детей, а там хоть фрукты на каждом шагу, солнышко светит 250 дней в году.

— Легко далось это решение?

— Тяжело, очень тяжело. Перед отлетом в Сантьяго меня одолевал кошмарный ужас. Я ведь к тому времени совсем оторвался от чилийских корней, думал на русском, мне и сны русские снились. И в Чили меня никто не ждал с распростертыми объятьями. За 10 лет написал 18 сценариев, но поставил там всего две картины. Поэтому решил вновь вернуться в Россию.

— Сами-то кем себя сегодня чувствуете: чилийцем, русским?

— Моя душа разрывается пополам. Я вернулся в Чили, но там я чужой, меня называют русским. По своей ментальности я и впрямь уже скорее русский. Интеллектуально я сформировался здесь, воспитан на русской культуре, на русской классике. Мои любимые писатели — Достоевский, Чехов, Шукшин, Набоков, Булгаков: А какой в России театр, музыка, кино, какое количество благодатных альтернатив! В Москве я бываю по-настоящему счастлив, здесь я дышу полной грудью, здесь подпитываюсь сумасшедшей энергией. Мне даже русский мороз не страшен!

— И последний вопрос. Ваш фильм «Ночь над Чили», поставленный в СССР, был проклятием Пиночету. После развала СССР вы вернулись в Чили, прожили там кусок жизни. Каково сегодня ваше отношение к этой уже исторической фигуре?

— Общественное мнение по отношению к Пиночету в Чили до сих пор расколото. Я отношусь к тем, кто старается увидеть две стороны медали. Успех той экономической модели, которую насаждал Пиночет, я признаю. Страна до сих пор движется по проложенному Пиночетом курсу и развивается вполне успешно. Но цена, которую заплатил чилийский народ за избавление от коммунизма, оказалась трагически высокой. Я не могу простить Пиночету, что он пролил столько крови. Как не могу простить подобные злодеяния всем диктаторам мира, будь то Муссолини, Гитлер, Сталин, Сомоса...

Кроме того, неопровержимо доказано, что Пиночет украл из чилийской казны несколько десятков миллионов долларов. Здесь, в России, в ответ на это только пожимают плечами: разве это деньги? Но от этого Пиночет не перестает быть вором и убийцей. И потому для меня он навсегда останется отрицательным персонажем мировой истории...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5291
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4706
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...