Будучи передан Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии, который намерен судить его за преступления против человечности, "Слобо", как его именуют сторонники, на первой очной ставке с судьями отказал им в доверии, а все обвинения в свой адрес назвал надуманными. Это означает, что "процесс пошел", но обещает быть долгим - по прогнозам, вплоть до 2003 года. Что произойдет тем временем с Югославией?
Если верить информированности английской газеты "Индепендент", то на сегодня "большинство сербов, еще недавно почитавших Милошевича, сегодня от него отвернулись". Германская "Франкфуртер альгемайне цайтунг" в том же духе утверждает, что "для многих сербов самолет, доставивший диктатора в Гаагу, стал чем-то вроде контейнера, забравшего на свалку постыдное прошлое". Словом, первый вывод сводится к тому, что уход с политической авансцены вождя, олицетворяющего старый режим, при котором на страну обрушилось столько бед, есть шаг к "преодолению прошлого, к очищению".
Второй вывод. Поруганное обещание президента Коштуницы судить Милошевича исключительно на родной почве и пренебрежение конституцией, запрещающей выдачу собственных граждан чужому государству, привели к политическому кризису с драматическими последствиями для федерации. На это указывают два факта: объявил о своей отставке югославский премьер-министр Зоран Жижич вместе с шестью другими министрами, принадлежащими к Социалистической народной партии Черногории (до решения о выдаче Милошевича она входила в состав правящей коалиции). Без депутатов, принадлежащих к черногорским социалистам, коалиция теряет большинство в федеральном парламенте. Вероятный сценарий таков. Проходят досрочные выборы всех уровней. В Черногории берут верх сепаратисты и националисты, они дружно вбивают последний гвоздь в гроб федерации и провозглашают полный суверенитет своей карликовой республики. Следующая падающая костяшка домино - Косово...
Таким образом, выдача Милошевича гаагскому трибуналу, становится, по сути, стимулом для ускорения процесса распада югославской федерации.
И наконец, третье резюме: во властной элите начались разброд и шатания. Белградская газета "Недельный телеграф" приводит стенограмму беседы по телефону Коштуницы и Джинджича о выдаче "Слобо" в Гаагу: в последний момент президент выдавил из себя: "Да". Это перечеркивает утверждение Коштуницы, будто он узнал об этапировании экс-президента по телевизору. В любом случае демократы из партии Коштуницы, едва ли простят демократам из партии Джинджича поспешность в таком деликатном деле. Ведь вопрос так и остался без ответа: не был ли бывший глава государства попросту выдан Гааге в обмен на обещание Запада оказать Югославии финансовую помощь? Вездесущие циники уже с усмешкой намекают, что, мол, доля из обещанных Западом 1 миллиарда 280 миллионов долларов попадет в итоге в распоряжение конкретных правительственных чиновников...
Раздоры в новой югославской элите говорят еще об одном: возрождение необходимого в любом здоровом обществе чувства национальной солидарности затягивается в Югославии надолго.
ВЛАДИМИР ПУТИН: НЕЛЬЗЯ ДЕЙСТВОВАТЬ, КАК СЛОН В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ
Владимир Путин выразил сомнение в том, что выдача Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу приблизит стабильность на Балканах. "Необходимо исходить из того, какие цели мы ставим, - сказал российский президент. - Мы хотим стабильного прогнозируемого, демократического развития в регионе".
Выдача Милошевича дестабилизирует ситуацию в Югославии, дестабилизировала позицию президента Воислава Коштуницы, а также поставила страну перед витком нового распада, считает он. "Зло должно быть наказано, - сказал президент. - Вопрос состоит в том, что нельзя действовать, как слон в посудной лавке. Необходимо вести дело аккуратно и цивилизованно".
РЭМЗИ КЛАРК: У ГААГСКОГО ТРИБУНАЛА НЕТ ПОЛНОМОЧИЙ, ЧТОБЫ СУДИТЬ МИЛОШЕВИЧА
Бывший министр юстиции США Рэмзи Кларк (Ramsey Clark) заявил, что у Гаагского трибунала нет необходимых полномочий для того, чтобы судить Милошевича.
Кларк, ставший в свое время одним из учредителей международного суда по преступлениям НАТО, сказал, что Муждународный трибунал создан под сильным давлением Мадлен Олбрайт, бывшей тогда государственным секретарем США, и финансируется США специально для того, чтобы судить Югославию.
Что же касается военных преступлений, то, по мнению Кларка, преступления США перед Югославией намного превосходят преступления самой Югославии.
Кларк склонен оправдывать действия Милошевича, который, "как мог, защищал свой народ и свою страну", и даже заявил, что готов помочь команде юристов, защищающих Милошевича.
Вообще Рэмзи Кларк известен своей защитой заведомо непопулярных идей и персонажей. Так, в свое время он выступил в защиту террористов, взорвавших посольство США, в защиту священника из Руанды, которого обвиняют в геноциде. Кроме того, Кларк выступил с резкой критикой санкций ООН против Ирака.