
Профиль деятельности — весьма экзотический по тем временам. Сегодня галерея — крупнейшая из тех, что занимаются российским искусством советского периода. Ее филиал открылся в Великобритании. Аукционы пользуются успехом в Лондоне и в Москве. Дело процветает. Как это получилось?
Шишкин родился и прожил полжизни в Свердловске. С изобразительным искусством его связывала разве что фамилия. Правда, родственных связей с автором «Утра в сосновом бору» не прослеживалось, но со временем фамилия пришлась кстати.
Первую картину он купил у местного уральского художника. Сентиментальный поступок: Шишкин уезжал в Москву и хотел увезти на память узнаваемый пейзаж. Про галереи, конечно, не думал, в Москве же она имеется — Третьяковка!
Журналист Шишкин работал в «Советском спорте», сотрудничал с «Огоньком», где и появились его первые публикации об искусстве. Одна из них — о художнике Николае Смирнове, с которым его связала дружба. Общение с энциклопедически образованным человеком, искусствоведом по специальности, дало прекрасную возможность многое узнать, а кое-что и полюбить.
В числе знакомых у Леонида был и Дмитрий Налбандян — легенда советского официального искусства, «первая кисть Политбюро», создавший за долгую творческую жизнь множество парадных портретов советских вождей — от Сталина до Брежнева. Дружба с Налбандяном указала направление, которого Шишкин придерживался потом с завидным упорством: на излете советской власти начал покупать картины художников-соцреалистов.
Когда-то обласканные властью, обеспеченные люди превратились в изгоев, о которых писали только в ироническом тоне. По словам Леонида Шишкина, приобретать в ту пору картины официальных художников было все равно что собирать опавшие листья. Этим занимались в основном предприимчивые иностранцы. А из наших — Шишкин.
Первое время галерея устраивала выставки за границей. Делать это в Москве было безумием — на них бы никто не пришел. А там, у них, успех был неизменным. Постепенно хулители советского искусства угомонились. Галерея обрела имя и постоянное место в Москве — на Неглинной, в здании театра «Школа современной пьесы». Ее пригласили на престижный международный антикварный салон в Милане, славящийся строгим отбором участников...
В галерее стали покупать работы не только коллекционеры и любители, но и российские музеи первого ряда. Среди клиентов появились знаменитости. Отечественное искусство снова входило в моду. И неудивительно. СССР в свое время стал «заповедником» традиционного искусства, которое на Западе прекратило существование к середине прошлого века. У советских художников была хорошая школа.
Галерея стала обладателем прекрасного собрания: работы передвижников и бубнововалетовцев, парадные полотна советских академиков Д. А. Налбандяна, Б. В. Щербакова, Я. Д. Ромаса. Ценнейшая часть коллекции — работы не столь прославленных, но талантливых художников 1930-1960-х. А аукционы русской живописи обрели популярность еще и благодаря артистичности Леонида Шишкина, умеющего устроить аттракцион. Одни названия выставок чего стоят: «Плохой хороший Налбандян», «Русские в Париже. История любви», «Долой стыд!», «Комсомолки, спорт-сменки, отличницы», «Дача, лето, отдых», «Путешествие в Среднюю Азию»... Советские художники, как выяснилось, были плодовиты, талантливы и куда разнообразнее, чем принято думать.
А как насчет цен? Галерея решалась на эксперименты, проводя аукционы с единой фиксированной стартовой ценой. Более 100 лотов, примерная оценка которых от 15 до 300 тысяч рублей, были выставлены на продажу всего по 5 тысяч. Какой-нибудь десяток лет назад за эту скромную цену можно было купить настоящее произведение искусства. Суть акции — устроить «день открытых дверей» для начинающих коллекционеров. Показать, что аукционы — это не только для очень богатых.
Впрочем, и рекорды имеются. К примеру, работа Александра Бенуа «Отъезд Петра I из дома Лефорта» ушла с молотка за 555 тысяч долларов и стала самым дорогим когда-либо проданным на аукционе произведением художника.
Выставки-продажи театральной графики ХХ века в нескольких городах Англии изначально были приурочены к гастролям русских балетов. Идея оказалась успешной. Имена Бакста, Эрте, Бенуа знакомы культурной европейской публике со времен знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Филиал галереи Леонида Шишкина обосновался в престижном лондонском пригороде Вейбридж. А вскоре за клиентами последовал и сам галерист: Леонид Шишкин живет в Лондоне. Прошлым летом аукционные торги проводились в интернете, а ставки принимались онлайн.
В остальном галерея отличается последовательностью. Представляет работы мэтров — Кончаловского, Машкова, Кустодиева, Юона, Богданова-Бельского, Пименова, Налбандяна. И открывает новые незаслуженно забытые имена.