Значение автомобильных дорог для жизни любого государства, а тем более для такой огромной страны, как наша, переоценить сложно. Тем более непонятно, почему власти планировали реализацию приоритетных национальных проектов без учета износа транспортной системы. А износ этот составляет 65 процентов. По оценкам экспертов, более 12 млн. человек и 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичного выхода к автодорогам с твердым покрытием. Люди порой просто физически не могут получить элементарную медицинскую помощь, а дети - попасть в школы. По причине бездорожья при перевозках урожая теряется до 1 процента зерна, 3-5 процентов картофеля, 7-10 процентов сахарной свеклы. Скисает до 10 процентов молока. В итоге транспортные затраты в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют 40 процентов в отличие от Европы где они не превышают 10-12 процентов.
В настоящее время Министерство транспорта сформулировало две стратегические цели работы отрасли. Это развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, которая обеспечит снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров. И повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, что является инструментом повышения качества жизни населения.
Достижение этих целей возможно только при достаточном бюджетном финансировании. Между тем Минфин, с одной стороны, согласен с тем, что развитию автодорог необходимо уделять больше внимания, а с другой - полагает, что увеличение государственных расходов подтолкнет инфляцию.
Исходя из расчетов специалистов Росавтодора и мирового опыта, вложение средств в инфраструктуру даст возможность опережающими темпами развивать и внутренний валовой продукт. Страх чиновников перед инфляцией весьма велик. Так, на правительственном часе в Совете Федерации один из сенаторов предложил радикальную меру: чтобы избежать инфляции, заказывать строительство дорог исключительно иностранным компаниям.
Михаил Фрадков потребовал обеспечить контроль над расходованием бюджетных средств и повысить прозрачность отрасли. Впрочем, с приходом в 2004 году нового руководителя Росавтодора Олега Белозерова оздоровление отрасли уже началось - оптимизированы конкурсные процедуры, проводится жесткий контроль качества, применяются новые технологии, позволяющие увеличить межремонтный период. В ближайшее время будет создан общественный совет, который займется анализом и контролем расходования бюджетных средств.