Главная Культура 15:10 05 Апреля 2021 3287
Почти без балетной фальши

В Большом театре поставили оперетту Шостаковича «Москва. Черемушки»

Сергей Бирюков
Вот чего не могло быть на Сцене Покровского до ее включения в состав Большого – так это балета. Фото предоставлено пресс-службой Большого театра

Премьера спектакля «Москва. Черемушки» в Большом театра на Сцене имени Бориса Покровского подоспела как нельзя более вовремя. Невольно вспомнился рассказ самого Бориса Александровича, как в военную эвакуацию комендант города Горького, к которому он пришел с предложением ставить «Ивана Сусанина», отрезал: «Хотите по морде получить за ваши оперы? Вот победим – ставьте, а сейчас давайте оперетту!» Нынче, конечно, не война, но в пандемическую хмурь добрый, веселый спектакль о переселении москвичей из коммунальных руин в новые отдельные квартиры – разве не то, что доктор прописал? Тем более что это – великий Шостакович.

Правда, сам Дмитрий Дмитриевич, после разгромных статей 1930-х годов «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» музыкального театра сторонившийся, за заказанную ему в 1958-м оперетту (единственную в его творчестве) взялся, говорят, неохотно. Типа – неловко ему было после симфоний-трагедий обращаться к несерьезному жанру, но семью-то кормить надо. Впрочем, говорят так в основном упертые «шостаковичисты», которые в музыке композитора принимают лишь эту трагическую линию, забывая, какой фонтан юмора и фарсовых мотивов бил в его творчестве 1920-х – 1930-х годов. Кстати, многое в оперетте явно перекликается, а то и просто взято из материала той поры – мелодия «Песни о встречном», вкус к «мещанским» интонациям вроде вальса «Бывали дни веселые», контуры которого угадываются в удалом хоре «Черемушки, в Черемушках черемуха цветет». А с другой стороны – ориентация на самую свежую для 1950-х мелодику, ярчайшим выражением которой служит цитата из «Подмосковных вечеров». Ну и самое главное – это каскад ярких оригинальных номеров, которые никто, кроме Шостаковича, с его поразительной, прямо-таки проломной жизненной силой, написать не мог. Таких, как сцена проезда по Москве или песенно-танцевальная сюита в эпизоде объяснения Лиды и Бориса, начинающаяся стилизацией под эпический XVII век (которым как историк увлечена героиня), а через несколько «колен» выхлестывающая в сумасшедший галоп. Ради таких моментов, напористый ритм которых уверенно уловлен дирижером-постановщиком Павлом Клиничевым, можно даже простить Дмитрию Дмитриевичу пресноватость вереницы однотипных арий-полечек. Как и чрезмерную драматургическую «благополучность» целого, где много песенно-танцевальных дивертисментов, но не хватает единого центра напряжения.

Кстати, в этом отношении фильм «Черемушки» 1962 года, представляющий сокращенный на полчаса вариант оперетты, кажется даже динамичнее, чем оригинал. И еще там придуман эффектный финал, обыгрывающий профессию главного героя-взрывника – сюжетный мотив, в самой оперетте практически не работающий, а здесь поднимающий Бориса буквально на гребень взрывной волны, что делает его достойным любви идеальной Лидочки – «красавицы, комсомолки, спортсменки». Точнее – танцовщицы, поскольку ее там играет харизматичная балерина Мариинского театра Ольга Заботкина (поет солистка Ленинградской музкомедии Зоя Рогозикова). В нынешнем спектакле, при всем уважении к крепкому профессионализму Анастасии Сорокиной, главное зрительское внимание захватывает не она, а великолепный исполнитель роли Бориса Азамат Цалити, по вокалу не уступающий певшему тогда за кадром Эдуарду Хилю, а по виртуозному ведению роли (этакий Фигаро и Онегин в одном флаконе) далеко опережающий экранного Бориса – драматического актера Владимира Васильева.

Добрых слова, впрочем, заслуживает большинство солистов нынешней постановки, хотя и не все вполне попадают в образ: ну как это юный очкарик-москвовед Саша превратился в пышущего жизненными соками великана (Юрий Сыров), а прохиндей-начальник Дребеднев принял облик благородного мачо (Роман Шевчук)? Тем ярче на этом фоне жуликоватый управхоз в сочном исполнении мастера гротеска Германа Юкавского.

Самая же привлекательная сторона спектакля, задуманного опытным в музыкальном театре (но впервые ставящим оперетту) режиссером Иваном Поповски, – его светлая фееричность. Никакой презрительной иронии, которой, бывает, густо замазывают улыбчивость этой партитуры на западных, да и на наших сценах, считая обязанностью культивировать чернуху, раз это «совок» и «скрытый диссидент» Шостакович. Полно, ничего здесь не надо культивировать: в самом оригинале этой иронии хватает – достаточно вслушаться в текст мастеров сатирического жанра, которыми были либреттисты Владимир Масс и Михаил Червинский, да хоть в начальный хор с его вроде бы приветливыми, но очень уж дотошными вопросами «Как вы поживаете… как жена, здоровье, дети… чем вы заняты сейчас…». Думаю, люди 50-х вполне считывали здесь пародию на недавнее прошлое, главным персонажем которого был допрашивающий следователь – недаром музыка этого добренького хора затем переходит в арию интригана Барабашкина. Но все это легко, с улыбкой, без пережима – Шостакович и его соавторы здесь словно слышат будущий призыв горинского Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!.. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».

Отсюда же, от желания улыбаться – богатый танцевальный фон спектакля, намекающий то на пышную хореографию киномюзиклов Григория Александрова, то на рок-н-ролльный стиль, который в 50-е годы активно проникал в молодежную среду, хотя гласно осуждался. Только бы миманс Большого (вот уж чего не могло быть на этой сцене, когда она не входила в состав ГАБТа, – это балета!) почище исполнял все эти акробатические изыски хореографа Михаила Колегова – но то, надеюсь, дело наживное.

Вполне органичным показалось и оформление – ситцево-цветочно-рисунчатые рубашки и платья (художник по костюмам Людмила Гаинцева), футуристичные, но очень «пятидесятнические» видеодекорации на многослойном тюле, изображающие стремительно растущую на десятки этажей Москву, за МГУшными контурами которой, впрочем, уже видны призраки полупрозрачных, вкручивающихся в небо штопоров Москва-Сити. Мы ведь, словно говорят нам сценографы (вообще-то – известные архитекторы) Сергей Чобан и Александра Шейнер, а вместе с ними все создатели спектакля, давно уже не там – так давайте улыбнемся тому, что тогда было смешно, а по искренности и оптимизму, которых с тех пор в жизни сильно убыло – поностальгируем.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?