Молодой человек по имени Матвей звонит в типовую квартиру типового дома. В отведенной за спину руке у него увесистый молоток. Матвей пришел мстить отцу любимой девушки, которую сластолюбивый папаша якобы изнасиловал в подростковом возрасте. Но отец оказывается тертым и хорошо вооруженным опером, у которого на принесенный в дом убойный молоток всегда найдется в кладовке заряженное ружье. Очень скоро благородный мститель оказывается прикованным наручниками к водопроводной трубе в ванной, а опер с помощью электродрели, методично превращая ногу Матвея в дырявый дуршлаг, начнет вынимать из парня чистосердечное признание о заказчике и истинных целях запланированного убийства...
Действие фильма происходит в стенах одной квартиры, но ощущения клаустрофобии и скуки ни разу не возникает: настолько туго закручена пружина динамичного сюжета, настолько увлеченно резвятся на экране актеры. Постепенно квартира, где в смертельном поединке сошлись ее жестокий хозяин Андрей Геннадьевич (Виталий Хаев) и непрошеный гость с молотком в руках (Александр Кузнецов), заполняется новыми людьми, которые неумолимо двигают сюжет к ожидаемой и все равно непредсказуемой развязке.
Возникает на пороге хлопотливая, слегка отмороженная хозяйка дома (Елена Шевченко). Появляется друг и коллега опера некто Евгеньевич (Михаил Горевой), повязанный с хозяином квартиры темными делишками. Они вызывают на дознание дочь Андрея Геннадьевича, неудавшуюся театральную актрису Ольгу (Евгения Крегжде), которая ради нескольких пачек с долларами легко отрекается от возлюбленного, как ранее отреклась от отца. И все это на фоне яростных драк, выстрелов в упор, фонтанов бутафорской крови, изобильно и как-то весело брызжущей с экрана...
Поставил фильм по своему сценарию выпускник мастерской Владимира Хотиненко молодой режиссер Кирилл Соколов, который раньше занимался физикой — учился, на минуточку, у нобелевского лауреата Жореса Алферова. В свободное время, подобно Квентину Тарантино, Кирилл запоем смотрел кино — не столько интеллектуальное и духовное, сколько приключенческое, зрительское, жанровое. Это во многом сформировало его собственные вкусы: «Папа, сдохни» по жанру — коктейль из черной комедии, детектива, кровавого боевика, одним словом, отвязной тарантиновщины.
Но фильм не так прост, как может показаться на первый взгляд. Как, собственно, зачастую непросты и фильмы самого Квентина нашего свет Тарантино. «Папа, сдохни» нашпигован кинематографическими цитатами и аллюзиями, пронизан насмешливым авторским взглядом, актеры играют с откровенно ироническим прищуром, и это выводит фильм из обоймы банальных лент, где мочилово — тупая самоцель. В «Папе» чувствуется подтекст, прощупывается второе дно, в нем разлита не только кровь, но и социальная, гражданская тревога.
Определенную пикантность фильму с названием «Папа, сдохни» придает и то обстоятельство, что в качестве оператора и сопродюсера картину снял Дмитрий Улюкаев — сын того самого министра экономразвития Алексея Улюкаева, который нынче отбывает серьезный срок за вымогательство крупной взятки. Эта, казалось бы, сугубо внешняя коллизия бросает на содержание фильма тревожные блики.
По сути, нехорошая квартира, в стенах которой разыгрывается кровавый спектакль, — это сатирически заостренный, гротескно обобщенный образ нашего общества, в котором дети восстают против отцов, отцы отказываются понимать и принимать устремления своих детей, друг готов предать единственного друга. А государственные институции, призванные стоять на страже законности и морали, погрязли во лжи и коррупции.
Для того чтобы прочитать эти месседжи в фильме, нужна, конечно, определенная зрительская подготовка. Если воспринимать происходящее на экране буквально, в лоб, ничего, кроме оторопи, неискушенные зрители из этого фильма не вынесут. На фестивале в Выборге, где впервые показали картину, некоторые зрители возмущенно покидали зал, проклиная не виноватое в данном случае Минкультуры и опостылевшую чернуху.
Зато те, что остались, смогли оценить буйное, лихое, изобретательно прописанное и отменно с-ыгранное зрелище, пусть и отчасти вторичное. А фестивальное жюри во главе с режиссером Сергеем Снежкиным с редкостным единодушием присудило фильму «Папа, сдохни» Гран-при. И это притом что в конкурсе были ожидаемые фильмы весьма именитых фестивальных бойцов. Теперь оценку фильму даст широкий зритель, для которого, по словам Кирилла Соколова, он и снимал свое кино.