Интересно, наступит ли когда-нибудь такое время, когда подросший до серьезной литературы отпрыск, прочитав «Мастера и Маргариту», скажет родителям: «Хорошая книга, вот только трамвай — это что такое?»
Придется объяснять, что был в Москве когда-то такой общественный транспорт, с «рогами» и на рельсах, со звонками и перестуком на стыках. А самый известный из трамваев назывался «Аннушка», потому что обозначался литерой «А». И, между прочим, во времена оные стоил проезд в трамвае 3 копейки — против 4 в троллейбусе и 5 в автобусах и метро.
И вполне закономерно за этим прозвучит новый вопрос: «А почему трамваи исчезли?» И ответить придется: «Мешали».
Нас убеждают, что все не так грустно. Что московский трамвай обязательно возродится. Что будут построены новые линии — скоростные, бесшумные и беспробочные. Что трамваи побегут в Подмосковье — в края, недоступные для метро, что будущее трамвая безоблачно. При этом специалисты общественного транспорта ссылаются на опыт Праги, Сан-Франциско, мегаполисов Востока. Но то у них, а у нас:
Ну, скажем, был 23-й маршрут, бежал себе по Ленинградке и Беговой, но потом рельсы сняли, потому как мешали они автомобильному движению. И с Лесной трамвай убрали. И это только в последние годы, только на нашей памяти. А в опустевшем Краснопресненском депо зимой держали слонов из Московского зоопарка:
Конечно, такой трамвайной сети, как в 1930-е годы, в Москве не будет никогда. Тогда она была поистине кровеносной системой города. Начало же ей было положено 7 апреля 1899 года — именно тогда на смену конке пришел трамвай. Конечно, конная тяга спасовала не сразу, но городская дума действовала целенаправленно и упорно, выкупая акции конно-железных дорог и отдавая их во власть электричеству.
Такого бы упорства и нынешним московским правителям, но уже в деле не развития, а хотя бы воссоздания трамвайного движения. А то ведь и впрямь придется потомкам на пальцах объяснять, что это за диво дивное — трамвай.