За несколько дней до старта программы по утилизации автохлама наконец определены дилеры и утилизационные центры. Также сформирован список банков, которые будут выдавать кредиты в рамках другой программы — льготного автокредитования. Оба проекта призваны поддержать российский автопром. Однако эксперты сомневаются, что в представленном виде они принесут реальную пользу потребителю.
В программу утилизации автомобилей попали более 1,5 тысячи дилеров и около 150 пунктов утилизации. По официальным сообщениям Министерства промышленности и торговли России, первые охватывают 74 региона страны, вторые — 49 (при этом в списках фигурируют 84 и 32 региона соответственно). Наряду с утилизацией будет работать (второй год подряд) программа льготного автокредитования. Выдавать займы на покупку машины под низкий процент будут 104 российских банка (в прошлом году их было 92).
Непривлекательная льгота
В Минпромторге обещали выдать за прошлый год 100 тысяч льготных автокредитов. На деле их оказалось чуть больше 70 тысяч. Таков показатель реального соответствия программы запросам потребителей, заявил «Труду» гендиректор «Автостата» Сергей Удалов. А по мнению аналитика холдинга «Финам» Алексея Захарова, не осилили потому, что проект был запущен недоработанным. Уже после его запуска (в апреле 2009 года) были внесены коррективы: повысили сумму, которую можно получить на покупку машины (с 350 тысяч рублей до 600 тысяч), и расширили список банков. «Но было уже поздно. Говоря о перспективах текущего года, отмечу, что сначала программу забыли продлить, потом долго разбирались со списками банков и опять упустили время», — добавил эксперт.
Напомним, что по условиям программы при покупке автомобиля отечественной сборки, сроке кредита до 3 лет и первоначальном взносе 15% от стоимости машины предоставляется субсидия по автокредиту в размере двух третей от ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,5%). Субсидия, таким образом, составит почти 5,7%, и, если учесть, что средний процент по автокредиту колеблется в районе 18%, получается, что по программе машину можно будет купить примерно под 12% (для сравнения в Европе — 3–4%).
Утиль в дефиците
В программе утилизации свои недочеты. Первый — нехватка утилизаторов. Согласно представленным спискам, по стране такие пункты разбросаны крайне неравномерно — например, ни одного нет на Дальнем Востоке, Урале, Чукотке. Доставка до места утилизации входит в обязанность дилеров, а это значит, что в ряде регионов им придется тащить автохлам до места его «смерти» сотни километров. И платить за это десятки тысяч рублей. Например, доставка машины из Магадана во Владивосток, по данным экспертов, стоит 25–30 тысяч рублей. А выделяют дилерам на транспортировку в среднем по 3 тысячи рублей.
«Чтобы не работать в убыток, они не будут выполнять поставленные задачи в полной мере», — говорит Захаров. В планах властей до 2013 года продать в рамках эксперимента 400 тысяч машин, то есть около 100 тысяч в год. В тех условиях, которые созданы для дилеров, такая программа малореализуема.
Абсурд
Ваша машина не годится
Для участия в эксперименте вы должны владеть машиной старше 10 лет и весом менее 3,5 тонны. Однако это не единственные требования. Как говорится в «Порядке проведения эксперимента», собственник автомобиля «обязан сдать его на утилизацию полнокомплектным». Это значит, что машина должна иметь кузов, двигатель, коробку передач, органы управления, колеса, панель приборов, сиденья и даже аккумулятор. В большинстве случаев такую машину выгоднее продать, чем пускать под пресс.