Нововведения должны были заработать еще в прошлом году, однако указом президента России Дмитрия Медведева введение поправок было перенесено на весну. На отсрочке настаивали сами участники рынка: вместе с Российским союзом автостраховщиков (РСА) они должны были успеть подготовить необходимую базу, то есть создать единую информационную систему, где хранились бы сведения о договорах ОСАГО, страховых случаях, автомобилях и их владельцах; подготовить единый реестр повреждений, с помощью которого компании имели бы общий подход к определению размера возмещения вреда; создать клиринговый центр для взаиморасчетов, а также разместить средства на гарантийных депозитах на случай банкротства. "Также с 1 марта были пересмотрены тарифы по автогражданке и внесены коррективы в региональные коэффициенты, - говорит заместитель гендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. - В маленьких населенных пунктах они подорожали, в больших - стали немного дешевле. Также ОСАГО подешевело для мощных авто, а владельцам менее "серьезных" машин теперь придется платить больше".
Право на мошенничество
Воспользоваться упрощенным порядком оформления ДТП (так называемым европротоколом) автовладельцы смогут в случае, если в аварию попали две машины, вред причинен только имуществу (то есть люди в ДТП не пострадали), размер убытка не превышает 25 тыс. рублей, а виновник дорожного происшествия своей вины не отрицает. Водители должны будут на месте заполнить извещение о ДТП, а затем отправить по экземпляру в свою страховую компанию. При этом оба участника происшествия должны иметь полисы ОСАГО, купленные не раньше 1 марта нынешнего года. То есть большинство сегодняшних автовладельцев не смогут воспользоваться нововведением. "На первый взгляд такая "селекция" кажется не совсем справедливой, но если ввести европротокол одним махом, то, безусловно, в компаниях с большим портфелем по ОСАГО возникнут серьезные очереди, которые точно не понравятся клиентам", - отмечает начальник управления автострахования СГ "Межрегионгарант" Алексей Мишин. Но стоит ли расстраиваться, что сегодня привилегию имеют далеко не все? При оформлении европротокола плюсов для автомобилистов (экономия времени, а также снижение вероятности подстав) меньше, чем минусов. Например, под новый закон не подпадают так называемые бесконтактные аварии, когда автомобиль пострадал в результате неккоректного маневра другой машины. Если в ДТП виноваты оба водителя, возмещения тоже не видать. В случае если автовладельцы некорректно оформят извещение, страховщик откажет им в выплате.
Сложности могут возникнуть и с оценкой ущерба: владелец пострадавшей машины на месте может решить, что ремонт бампера обойдется в 25 тыс. рублей, а на деле окажется, что автомобиль получил скрытые повреждения, устранение которых стоит в несколько раз дороже. Неприятный сюрприз придется оплачивать из собственного кармана.
"Из-за введения европротокола мы не сильно переживаем, если эта схема даст сбой - старую ведь никто не отменял, - говорит Игорь Иванов. - Система упрощенного урегулирования дает человеку право, а не обязанность не вызывать ГИБДД. Основные проблемы при введении европротокола связаны не с функционированием схемы, а с возможным разгулом мошенничества - два сговорившихся жулика могут создавать аварийные ситуации и получать возмещение в разных страховых компаниях". Кто-то из участников ДТП может быть пьян, у кого-то могут быть не в порядке документы. Если водители деликатно об этом умолчат, страховщикам придется платить.
По словам председателя комитета ВСС по противодействию страховому мошенничеству Евгения Потапова, теперь преступные группировки заметно активизируются, объем подобных правонарушений может вырасти в 2-3 раза. Со стороны ситуативных мошенников (лиц, идущих на обман страховой компании, только если представляется удобный случай), рост фальсификаций будет менее значительным - 30%. Единственным эффективным способом борьбы с жуликами является скорейшее принятие в Уголовный кодекс поправок, предусматривающих не только ужесточение ответственности за страховое мошенничество, но и наказание за попытку его совершения. Законопроект уже готовится к передаче в Госдуму.
Рога постучали по копытам
Также с 1 марта владельцам пострадавших в аварии авто не придется обращаться за возмещением к страховщику виновника ДТП - у них появилась возможность получить компенсацию в своей компании. Воспользоваться прямым возмещением ущерба (ПВУ) смогут не все: как и в случае с европротоколом, право на привилегию имеют водители, купившие страховой полис после 1 марта и попавшие в аварию с участием двух машин без пострадавших.
Схема выплат при ПВУ выглядит так. Ваш страховщик принимает документы, проверяет обстоятельства аварии, проводит экспертизу и возмещает убытки. Затем требование о компенсации расходов направляется в компанию виновника ДТП. На принятие решения об оплате ущерба у страховщика есть месяц. Однако не все компании смогут уложиться в этот срок: единых критериев оценки повреждений нет, поэтому, если у страховщиков возникнут разногласия, они будут долго согласовывать убытки.
Но автолюбитель выигрывает все равно: в "родной" компании, особенно если там же оформлено КАСКО, с ним обойдутся вежливее. Головная боль появится у самих страховщиков: "На рынке немало игроков, финансовое положение которых вызывает опасение, - признается Игорь Иванов. - Поэтому не факт, что, когда мы выставим счет компании виновника ДТП, она будет еще жива. Так что, на мой взгляд, было бы лучше, если бы после кризиса заработало прямое урегулирование. Хотя это не катастрофа: много компаний ушло с рынка, 80% контролируют крупные компании".
Однако редеют и их ряды: в конце февраля Росстрахнадзор отозвал лицензию у страховой компании "Дженерал Резерв", входящей в тридцатку крупнейших по ОСАГО. В таких условиях выплаты клиентам берет на себя РСА. С начала кризиса рынок покинули уже 22 страховщика, средний объем выплат по каждому из них составляет 50 млн. рублей. Сейчас полисы ОСАГО продают 166 компаний.
Ситуация осложняется тем, что помимо кризиса на рынке орудуют и недобросовестные игроки: в преддверии введения ПВУ многие "рога и копыта" начали активно собирать клиентский портфель. Платить по этим договорам они вряд ли станут, рассчитываться с их клиентами придется крупным игрокам. Это может серьезно ударить по рынку ОСАГО, ведь уже сегодня компании работают на грани рентабельности. В этой связи вновь становится актуальным вопрос о повышении тарифов по автогражданке. В противном случае массовых банкротств не избежать.
Чтобы не платить за "своих" и "чужих", компании могут начать выискивать в самостоятельно заполненных извещениях разные неувязочки или просить к осмотру автомобиль второго участника аварии, который, может быть, будет уже отремонтирован. Также автовладельцам не следует забывать, что даже если ущерб в аварии составил 25 тыс. рублей, наличие полиса ОСАГО не освобождает от выполнения требований по договору КАСКО. "По правилам страхования без справок из компетентных органов (в данном случае ГИБДД) страховое возмещение выплачивается, если ущерб не превышает 3-5% от страховой суммы, - поясняет Алексей Мишин. - Если автовладелец не получит справку от милиции, то страховщик возместит ущерб только в пределах 3-5%, как прописано у него правилах. Не исключено, впрочем, что в ближайшее время клиентоориентированные страховые компании внесут изменения в правила, и выплату возмещения по КАСКО в размере до 25 тыс. рублей можно будет получить без справок из ГИБДД, если известен второй участник ДТП".
В каких случаях водители могут оформить ДТП самостоятельно?
Если в аварии участвуют две машины.
Если ущерб нанесен только имуществу (в аварии нет пострадавших).
Если размер нанесенного ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
Если виновник аварии не отрицает свою вину.
Если полисы ОСАГО участников ДТП были куплены после 1 марта 2009 года.