У вас такой сумасшедший график, что в нем для вас сейчас самое главное?
- Для меня, как и для большинства женщин, всегда самое главное - это семья. Только когда дома все в порядке, я могу позволить себе помимо основной работы заниматься тем, что мне интересно. Например, кататься на коньках. Из последних событий главное - прошедшая на днях премьера мужа: фильм "Юленька", над которым он работал два года. Так сложилось, что в этот день у меня был спектакль, и я пришла лишь за пять минут до конца фильма. Но успела услышать "дыхание зала" и очень рада, что фильм приняли. А вообще ситуация в стране очень грустная: поездишь, посмотришь - людей увольняют, работы нет. Думаешь: пусть лучше работы будет много, чем ее не будет совсем.
- Насколько "Ледниковый период" изменил вашу жизнь?
- Он забрал у меня время сна, ведь график и так был насыщенный, а также заменил занятия в тренажерном зале. Из-за большой зрительской любви проект решили продолжить. Это будет состязание среди финалистов, и я уже не знаю - нам на Олимпийские игры, что ли, готовиться? (Смеется.) За последние месяцы мы объездили очень много городов, и так приятно, когда принимают с восторгом, подходят люди, чаще всего женщины, и говорят: "Вот когда мы увидели, как вы встали на коньки, от первых шагов до сегодняшнего дня, мы тоже купили коньки и всей семьей начали кататься".
- У вас ведь была очень серьезная травма - перелом ребра. Не хотели уйти с проекта?
- Хотела, но давайте не будем об этом, не хочется вспоминать. Травм было много, слава Богу, все пережили. Я очень рада, что дошла до финала, это серьезное достижение для меня лично. С ребятами во время гастролей узнали друг друга ближе. Теперь мы единая концертная бригада (Смеется.) Мы все время вместе, чувствуешь себя как в пионерском лагере: привели, покормили, привезли на каток, мы выступили, такое приятное ощущение из детства.
- Что почувствовали, узнав, что последует продолжение?
- Я решила, что это просто розыгрыш, а оказалось - нет, все по новой. Хотя у всех были уже другие планы на будущее. Но с приходом на лед все забывается, с головой окунаешься в процесс, и время останавливается.
- Ваш партнер Леша Тихонов рассказывал нам забавную историю о том, как две его предыдущие партнерши сразу после окончания проекта забеременели и родили детей. Вас это не испугало?
- Нет, меня это совсем не испугало. Хотя все действительно шутили. Но я Лешу не по этому принципу выбирала (смеется), а по его профессиональным и человеческим качествам. Я пока не мечтаю о третьем ребенке. Леше со мной было непросто поначалу. Он привык, что его слово закон и не обсуждается, а я тоже по своему статусу привыкла иметь значение в этой жизни. Мы не сразу притерлись друг к другу, но сейчас я даже представить не могу, что каталась бы с кем-нибудь другим.
- Вы прекрасно выглядите. Как вам удается сохранять такую форму?
- Естественно, я соблюдаю диету. После тренировок не ем, хотя очень хочется. Приходится следить за собой не так, как обычно, а более строго. В повседневной жизни люди часто мне говорят: "Ой, вы по телевизору такая большая, а на самом деле совсем миниатюрная". Известно, что экран прибавляет шесть килограммов во всех местах, поэтому, чтобы хорошо выглядеть в телевизоре, надо быть чуть меньше нормы. Я очень люблю вкусно поесть - вот только что закончилась Масленица, но без меня. Приходится себя ограничивать, чтобы без ужаса смотреть на себя со стороны. Младшая дочь Александра занимается художественной гимнастикой, у нее тоже диета. Сейчас начинается пост, мы все его придерживаемся. Стараемся дома не держать сладостей, чтобы не соблазняться.
- Не побоялись отдать Сашу в профессиональный спорт? Ведь это очень тяжелый труд.
- Это тяжелый труд, и она трудится. А не побоялась, потому что отдала ее в очень хорошие руки, в школу олимпийской подготовки к Ирине Винер. Отдала для того, чтобы быть уверенной, что ребенка научат дисциплине, воспитают характер, привьют умение вести себя в коллективе - там очень много положительных моментов. Я вспоминала Александру, когда начала тренироваться в "Ледниковом периоде". Думала: "Как же она может так собираться, выходить перед судьями и показывать результат, ведь это же так трудно!" Так же и мне приходилось учиться себя собирать, чтобы ноги слушались, несмотря на волнение и эмоции.
- В будущем видите Сашу спортсменкой?
- Пока Александра не хочет бросать спорт, хотя очень трудно совмещать учебу с тренировками. В три года мы отдали ее на гимнастику, и она уже достаточно самостоятельный человек. Знает, как и где себя вести, а слово тренера для нее закон. Я очень довольна. Если бы у меня был мальчик, я бы обязательно отдала его сначала в спорт, а потом в Суворовское училище, чтобы воспитать характер, уважение к старшим, умение общаться. Сейчас очень многие дети сидят уткнувшись в компьютеры. Для многих родителей это очень удобно - зачем возить чадо куда-то, переживать. Ребенок живет в нереальном мире, а потом не может решить свои проблемы, не умеет общаться с людьми. Поэтому мы стараемся читать книги, развивать не только ноги, но и голову. Александра знает: она должна прийти из школы, быстро сделать уроки, а потом ехать на тренировку. Она понимает, что у нее нет возможности тратить время впустую, бесконечно смотреть телевизор или играть в компьютер.
- А старшая, Настя, чем занимается?
- Она учится в Лондоне графическому дизайну, очень хорошо рисует. Только что приезжала на премьеру к папе Саше, теперь уже будем ждать на следующие каникулы. Мы, конечно, очень скучаем.
- На коньках девочки катаются?
- Катаются, как все. Александра очень давно не каталась, потому что художественная гимнастика и коньки - это абсолютно разные вещи. Недавно дочь призналась, что ее мечта, чтобы Леша Тихонов ее научил кататься по-настоящему.
- Настя знакомит вас со своими кавалерами?
- У нас очень доверительные отношения. Я в курсе всех ее сердечных дел. Но могу сказать, что официально жениха нашему дому еще не представили. (Смеется.)
- Играете сейчас в спектакле "Сыновья его любовницы"?
- Это спектакль выпускал Саша Дедюшко, он погиб через неделю после премьеры. Саша очень радовался этой работе, и в память о нем мы решили оставить спектакль. Сейчас в роли Марчелло Мастроянни Игорь Лагутин, на сцене кипят настоящие итальянские страсти, люди смеются и плачут вместе с нами.
- Что для вас является залогом семейного счастья?
- Если бы мы точно знали ответ на этот вопрос, то все семьи были бы счастливы. Я не могу сказать, что дошла до полного взаимопонимания с мужем - мы часто расходимся по многим вопросам. Семья становится семьей, когда появляются дети, когда появляется ответственность за того, кто рядом. Ты понимаешь, что от тебя зависит человеческая жизнь. Когда у меня родилась первая дочь, я поняла, ради чего живу. Мы были очень трепетными родителями - мы с Сашей везде таскали Настю с собой. Ни у кого из друзей еще не было детей, и на Настю смотрели как на большую куклу. Саша всегда был со мной рядом - и с первой дочерью, и со второй. Про младшую он вообще говорит: "Мы вместе рожали", потому что он был при родах. И благодаря его присутствию рядом, его надежности и мужскому плечу я действительно могу сказать, что я "за мужем". Потому что я не сама все тащу, а рядом со мной есть любимый человек.
- Вы давно ведете программу "Доброе утро" одна. У нас еще есть шанс увидеть вас вместе?
- Мужчина устроен так, что ему все время нужно брать новые барьеры, вершины. Я думаю, что Саша вернется на телевидение, но уже в другом качестве. Он давно вырос из "Доброго утра", если уж честно говорить. Он прекрасно берет интервью, шикарно ведет прямой эфир, все эти навыки с ним, они никуда не уходят. Но сейчас ему интересно заниматься режиссурой.
- У вас какие-то новые проекты в кино намечаются?
- Заранее говорить о будущем не могу. Мы суеверны в этом плане - пока не зайдешь в кадр, лучше помолчать. На днях сыграли премьеру спектакля "Дамочка, или Превратности судьбы" по Аверченко на сцене Театра на Таганке, мои партнеры - Витя Супрун и Андрей Чернышов.
- Вы помните, как вы первый раз заработали деньги? Как это было?
- Я начала сниматься в пять лет, и деньги за меня получали родители. Но вот запомнилось, как я снялась в фильме "Страховой агент" с Сашей Абдуловым. Получила за эту работу 35 рублей - и ровно столько стоили туфли моей мечты, нежно-розовые, лаковые. Я была безумно счастлива их купить. Можете себе представить, какой дефицит был в то время. И вот на следующей же съемке у меня их украли: кто-то из массовки в них ушел. Как же мне было обидно - до слез. Я тогда училась в десятом классе.
- На что вам не жалко сейчас потратить большую сумму денег?
- Сейчас, в период кризиса, гораздо больше задумываешься об этом, чем раньше. А надо и за учебу детей платить, и машину заправлять. (Смеется.) Но по-прежнему очень люблю детские магазины - зайдешь и сразу вспоминаешь, у кого из подруг дети, и очень хочется купить всем подарки. Считаю, что необходима статья расходов на здоровье. После ночных съемок по-прежнему хожу в салон на восстановительные процедуры: маникюр-педикюр, массаж. Все-таки лицо и тело - мой рабочий инструмент. Независимо от кризиса женщины хотят быть красивыми, ухоженными и любимыми.
- Кризис на вашей работе как-то отразился?
- У меня закрылось несколько проектов. Но не могу сказать, что я сильно из-за этого огорчена. Я так считаю - все, что мое, будет со мной. Работа все равно есть, так что я не пребываю в грусти. Все ждут, все хотят пережить эту весну, надеюсь, у нас у всех хватит сил. Мне по-прежнему предлагают новые сценарии, но элементарно нет времени. Ведь выступать на одном льду с олимпийскими чемпионами, кататься в паре с чемпионом мира и Европы у меня точно возможности больше не будет. (Смеется.)
- Отдыхать получается?
- Обязательно, мы стараемся отдыхать два раза в год. Человек, который не отдыхает, плохо работает.
- Вы счастливый человек?
- Да. Я счастливый человек, потому что я живу с любимым мужем, у меня замечательные дети, любимая работа. Как я могу гневить Бога и сказать, что я несчастлива?!
Наше досье
Екатерина Стриженова родилась 20 марта 1968 года в Москве. В кино начала сниматься с пяти лет. В детстве выступала в хореографическом ансамбле "Калинка". Окончила режиссерский факультет Московского института культуры. В 14 лет на съемках фильма "Лидер" познакомилась с актером Александром Стриженовым и в 18 лет вышла за него замуж. За неделю до свадьбы они тайно обвенчались. У Александра и Екатерины две дочери: 20-летняя Настя и восьмилетняя Саша.