Тот факт, что у России уже два года нет действующей программы с МВФ и наша страна исправно рассчитывается с фондом по старым долгам, позволяет аналитикам строить свои прогнозы относительно действительных целей визита столь представительной делегации. Кроме рутинной работы по мониторингу нашей экономики, которую обычно ведут рядовые эксперты фонда, переговоры в российской столице могут идти об открытии новой кредитной линии МВФ в случае дальнейшего падения цен на нефть. Не исключено также, что разговор пойдет о списании наших долгов (или их части) как компенсация России за "стойкость" в противостоянии с ОПЕК и поддержке военной операции против международного терроризма.
Начало работы миссии фонда по времени совпало с заявлением первого заместителя главы МВФ Энн Крюгер, призвавшей ввести в мировую финансовую практику банкротство государств-должников и тем самым ликвидировать их долги. Речь идет о ситуации в странах, которым не помогли ни кредиты МВФ, ни регулярная реструктуризация долгов. Теоретически в круг таких стран может войти и Россия. Хотя Крюгер главным образом имела в виду Аргентину, объявившую себя весной банкротом, эксперты стали прикидывать ситуацию с возможным списанием наших долгов. Они у нас составляют более 143 млрд. долларов. Если МВФ на самом деле намерен ввести в оборот практику признания банкротства за безнадежными странами, то Россия вполне может попасть в этот пусть и незавидный, но желанный список.
В правительстве стараются не обсуждать публично эту тему, однако не исключают, что добрая воля Запада может нас выручить, если ОПЕК станет и дальше закручивать ценовые гайки на нефть. Хотя премьер Михаил Касьянов в Мадриде и заявил, что Россия в ближайшие два года не собирается поднимать вопрос о реструктуризации задолженности Парижскому клубу, он не забыл при этом добавить, что "сегодня у нас иной уровень доверия с Западом, и на этом должны быть основаны политические выводы".
Не случайно агентством Moody's кредитный рейтинг России был повышен сразу на две ступеньки. Обоснованием этому стала наша примерная выплата долгов и нежелание ломать шапку перед нефтяным картелем в период глубокой рецессии на Западе. Новый рейтинг России просигналил инвесторам, что в нашу страну можно вкладывать деньги. Госкомстат к этому времени подсчитал, что объем иностранных инвестиций в январе - сентябре 2001 года увеличился на 23 процента и составил почти 10 млрд. долларов. Еще и поэтому Михаил Касьянов весьма уверенно заявил, выступая в Госдуме, что России в этом году удалось снизить свой внешний долг до 55 процентов от ВВП и "при любом падении цены на нефть платежеспособность страны не подвергается сомнению". Таким образом, России удалось выйти на докризисный уровень международного кредитного рейтинга.
С этих позиций переговоры с Беланже наверняка не будут столь мучительны, как это было в прошлом, когда правительству приходилось унизительно отчитываться перед МВФ по каждому пункту своей антикризисной программы. К тому же долги собственно фонду не так уж и велики - всего чуть больше 8 млрд. долларов. Так что возможной темой переговоров в Москве будут наши сложные проблемы с Парижским клубом, который без отмашки МВФ не пойдет на списание долгов бывшего СССР. С учетом новых политических реалий Россия вправе рассчитывать на партнерство с Западом по примеру Польши, которой после разрыва с соцлагерем списали половину задолженности Парижскому клубу. А коли и мы с Западом теперь в одной "упряжке", то не мешало бы подсобить союзнику по части долгов.