Буквально с первых дней показа сериал «Знахарь» расположил к себе аудиторию, о чем свидетельствует верхняя строчка в рейтинговых таблицах. Можно сказать, он изначально был обречен на популярность. Но есть в проекте Первого канала и нечто такое, что делает его успех небезусловным.
Начнем, конечно, с плюсов. И главный — очень уж хорошо был придуман авторами жанровый коктейль. Ведь что наш зритель любит больше всего? Во-первых, мелодрамы. Такие, чтобы главная героиня на протяжении 15 серий мучилась и страдала, чтобы ее будущее было неясно, но в конце 16-й она оказывалась бы в объятиях любимого человека, а все проблемы отступали. Еще ему нравятся детективы с морями крови и финальным торжеством справедливости. А также сериалы про врачей, буквально вытаскивающих безнадежных больных с того света. В «Знахаре» все указанное присутствует. Плюс хорошие актеры с Даниилом Страховым во главе.
Если коротко, то показанная история такова. С выдающимся хирургом происходит трагедия, в корне изменившая жизнь. На него нападают бандиты. Получив удар по голове, доктор теряет сознание, а приходит в себя, оказавшись на улице без денег и документов и к тому же с амнезией. Врач не помнит, кто он такой, но чувствует, что наделен способностями помогать больным людям. В одном из сел он находит приют и работу, где и проявляет чудеса исцеления. Растет известность отзывчивого лекаря, молва о нем расходится по всей округе. А неподалеку работает красивая девушка, которой очень нравится загадочный гений... Но однажды герой случайно слышит знакомую мелодию из прошлого и смутно начинает что-то припоминать.
Наверно, поклонники уже заподозрили подвох. Персонаж Страхова теряет память в результате пулевого ранения, а не удара. И фрагменты минувшего начинают оживать не после какой-то там мелодии, а при стрессовых ситуациях, постепенно, урывками... Все правильно. Дело в том, что выше пересказан был сюжет польского фильма, весьма популярного в СССР в начале 80-х. Он тоже назывался «Знахарь» и был ремейком другой кинокартины, тоже польской, еще довоенной, поставленной по одноименному роману Тадеуша Доленга-Мостовича.
Но с мелкими уточнениями нынешнего «Знахаря» можно было бы пересказать примерно так же. Ну да, действие не в старой Польше происходит, а в современном Питере. Тут и у врача другая специализация — он не просто хирург, а нейро-, что, конечно, куда современней. И бандиты иные — обычные нашенские отморозки. Уж не говоря о том, что в давней картине все неприятности случаются с медиком после того, как от него уходит жена. А тут он холост, и на протяжении всего действия его разыскивает возлюбленная. Да и съемки в сериале не в пример эффектней. Чего стоят одни только крупные планы со вскрытыми черепами и ковырянием в мозгах!
И все же, судя по отзывам в Сети, указанное сходство довольно многих телезрителей смутило, и они обвинили «Знахаря» в плагиате. Что, конечно, странно. Ведь снимают же у нас в большом количестве адаптации по лекалам западных производителей — и ничего. Никому дела до этого нет. Мало ли логотип какой зарубежной компании промелькнул в перечне создателей. Что же тут-то такая реакция?! Видимо, она все же относится к людям старшего поколения. У них возникло ощущение, будто современные сценаристы из-за отсутствия собственных идей просто присвоили чужую.
А ведь, и правда, было бы куда честней, если бы авторы — пусть даже не в титрах, а в пресс-релизах, что ли, каких упомянули... нет, конечно, не польского «Знахаря». Это как раз ни к чему. Мало ли существует экранизаций одних и тех же литературных произведений, не перечислять же в каждой новой версии все предыдущие! Но вот дать мелкую скромненькую надпись «по мотивам романа» вполне можно было бы.
Что еще сказать о качестве сериала, безотносительно какого-либо сходства? Несмотря на наличие отмеченных выше выигрышных составляющих, здесь много банальностей и штампов. Особенно в медицинских историях, каковых множество. Пациентами нейрохирургов оказываются: беременная женщина, которой надо выбирать, выжить самой или умереть ради долгожданного младенца; спортсмен, который верит, что его главные достижения еще впереди (но он останется калекой); подросток с инсультом, единственный сын женщины, сходящей с ума при мысли, что она может потерять ребенка; дочь директора клиники... Разве нам не знакомы точно такие же, изначально обреченные на сочувствие чувствительной аудитории персонажи, по множеству других «больничных» проектов?
Еще одно свойство «Знахаря» — абсолютная предсказуемость. Как только в зоне внимания главного героя появляется мальчик, прикованный к инвалидному креслу, сразу становится очевидным, что его вылечат. И ежу понятно, что хирург будет найден своей невестой, а злодей разоблачен и наказан. И так далее. Впрочем, подобное нравится обывателям. Они чувствуют себя прозорливыми.
И все же крайне неприятно думать, что при создании проекта авторы руководствовались следующими доводами. Польский фильм? Да кто его помнит?! Роман? Кто у нас сейчас вообще читает? Впрочем, есть ли в таком отношении к зрителю что-то новое?