Главная Культура 00:11 04 Октября 2013 6035
Чурикова – «актриса с тысячью лиц»

Завтра у замечательной актрисы Инны Чуриковой юбилей

Виктория Пешкова

Инна Чурикова — неповторимая, любимая зрителями без различия социальной принадлежности, убеждений и возраста — в жизни совсем не похожа на тех, кого сейчас именуют звездами. И ни на одну из своих героинь — ни на фанатичную страдающую Жанну д’Арк (фильм «Начало»), ни на прямолинейную советскую начальницу («Прошу слова»), ни на мощную Вассу Железнову («Васса»)... Однако все, кто хоть раз попадал в орбиту Чуриковой, утверждают, что она и не звезда даже — целое созвездие. Со знаменитой супружеской четой Инна Чурикова — Глеб Панфилов корреспондент «Труда» встретилась на открытии выставки, посвященной Инне Михайловне.

Инна Михайловна, журналисты, увы, часто грешат тем, что спрашивают не о том. А о чем вам бы хотелось говорить?

— Я понимаю, что наша профессия публична, но не люблю говорить о себе. Частная жизнь — она и есть частная, закрытая от посторонних, а о творчестве пусть судят, сидя в зрительном зале или перед экраном. Наговорить о себе можно все что угодно, но роль всегда показывает, на что ты способен на самом деле. Только не спрашивайте, как я над ними работаю! Потому что я не работаю. Работа — это когда от и до, а в роль надо врастать, вживаться, и это нельзя делать по часам — вот я еще чуть-чуть повживаюсь, а потом пойду обед варить.

— Вы — любимая, признанная, востребованная актриса — никогда не испытывали отчаяния от груза профессии, не хотели бросить ее?

— Да обычная я актриса! Таких много. Честное слово, не скромничаю. А минуты слабости — они бывают у любого человека. Тут самое главное — не дать этой слабости тебя пересилить.

— Как живут вместе столько лет наделенные сильными характерами люди — вы и ваш супруг?

— Думаю, что и он бы так сказал: бережем друг друга. Любовь неотделима от уважения — человеческого, профессионального, а Глеб — удивительный человек и потрясающий мастер. Он обладает редчайшим для творческого человека, особенно по нынешним временам, качеством — чувством «как надо». Не чувством меры — оно у каждого свое, — а именно как надо, чтобы зритель тебя не просто услышал, но прислушался к тебе.

— Что помогает вам жить в наши не слишком стабильные времена?

— Не что, а кто. Верю, что Бог ведет меня по жизни, как ведет каждого. И я по мере сил стараюсь выполнить то, что им для меня предначертано.

Здесь толчея вернисажа оттеснила Инну Михайловну, и наш разговор продолжился с ее мужем, знаменитым кинорежиссером Глебом Панфиловым.

— Глеб Анатольевич, когда вы увидели Инну Михайловну впервые, что поразило больше всего?

— Первых разов было два. Сначала я увидел ее на экране. И сразу понял, какими огромными ресурсами обладает эта девочка. Успел посмотреть несколько картин до того, как мы с ней познакомились: она действительно актриса с тысячью лиц. А когда увидел ее в жизни, был еще больше изумлен: она не похожа ни на одну из своих киногероинь. И вот как женщина она меня покоряла постепенно. С первого взгляда влюбляться опасно. Впрочем, долго смотреть на прекрасное тоже опасно — тем более начинаешь чувствовать, что обойтись без этого невозможно.

— А по вашему мнению: как существуют под одной крышей два сильных и одаренных человека?

— Мы не существуем — мы живем и каждый день радуемся тому, что мы вместе. Браки разваливаются потому, что люди не умеют или не хотят друг друга беречь. Конечно, невозможно каждый день быть в хорошем настроении. И вопрос в том, что для тебя важнее — близкий человек или собственные проблемы и амбиции. Не призываю отказываться от собственной личности, это опасно: человек перестает быть интересным в первую очередь самым дорогим и близким людям. Но когда понимаешь, что мир и согласие в семье важнее всего, это помогает и бытовые неурядицы преодолевать, и свои собственные недостатки.

— Дома договориться можно, а на сцене, на съемочной площадке?

— У нас каждая работа начинается как раз со столкновения взглядов. Когда я предложил Инне сыграть председателя горисполкома в фильме «Прошу слова», она запротестовала: «Какой из меня председатель?! Я комсомольские взносы собрать не могла, когда была комсоргом в театре». Она действительно из своей зарплаты доплачивала за должников. С Вассой то же самое: «Ты с ума сошел? Это не мое! Я человек мягкий!»

— И как уговорили?

— Пришлось убеждать: «Ты только ее фамилию помнишь, а ты почитай текст. Она же «человеческая женщина» у Горького. Железнова-то она по мужу, а урожденная — Храпова. Уже мягче. Прототипом для Вассы послужила купчиха Кашина — а это вообще тесто. А ведь еще Лесков сказал, что русский человек — да, тесто, но тесто и топором не разрубишь. Так что давай, милая, соглашайся и радуйся, что тебя нашла такая роль.

— Вы часто приходите на спектакли Инны Михайловны?

— Когда есть такая возможность — непременно. Ведь спектакль — живой организм, в отличие от фильма. В этом его преимущество, но и извечная сложность. И живет он по своим законам, над которыми подчас ни режиссер, ни актеры не властны.

— Недавняя значительная работа Инны Михайловны — королева Алиенора в спектакле «Аквитанская львица». Вам не кажется, что она сродни Жанне д’Арк, сыгранной в начале творческого пути?

— Она всегда играла незаурядных женщин. Все ее героини в чем-то сродни друг другу. Алиенора, мне кажется, сложнее Жанны: в ней ангелы с демонами перемешаны. Но Инне Михайловне и интереснее всего именно такие образы шекспировского накала.

Голос

Ильдар Гилязев, режиссер спектаклей Чуриковой «Аквитанская львица» и «Ложь во спасение»

— Мне в жизни несказанно повезло: из Уфимского русского драматического театра я попал на стажировку в «Ленком» — и сразу на спектакль: в «Оптимистической трагедии» были заняты все звезды — Леонов, Янковский, Збруев, Караченцов. Инна Михайловна играла Комиссара. Я присоединился к репетициям, когда еще сидели за столом, разбирали пьесу, спорили. Однажды для телевидения снимали фрагмент из этого спектакля, где Инна Михайловна играла с Сашей Абдуловым и Колей Караченцовым. Мы с Олегом Ивановичем Янковским смотрим на площадку, и вдруг он меня толкает: «Смотри на Инну!» Я глянул и глазам не поверил — это было почти физическое свечение. И Янковский прошептал: «Когда с ней такое происходит, я с ума схожу». Такие мгновения помнишь всю жизнь.

Инна Михайловна в моей режиссерской судьбе сыграла поворотную роль. Во время своего стажерства я, начинающий режиссер, сделал спектакль с двумя замечательными ленкомовскими актрисами — Нелей Гошевой и Зоей Кузнецовой, которые на тот момент давно ничего не играли. «Приглашение на репетицию» — такая простая история об актерских судьбах. И вот мы сдаем спектакль худсовету. Сидят все корифеи, и я понимаю, что вот сейчас и будет решена моя судьба в профессии. Пауза длится вечность, и вдруг встает Инна Михайловна и начинает говорить о том, какая хорошая постановка получилась, как точно она попала в нерв истории, как прекрасно играли ее коллеги. Так в афише «Ленкома» появился спектакль, который прошел более 350 раз.

Когда Глеб Панфилов пригласил меня поработать в «Аквитанской львице» и «Лжи во спасение», я словно открыл для себя актрису Чурикову заново. Все мы со временем заражаемся профессиональным цинизмом, но на смену неуемному восторгу пришло восхищение ее главной тайной — как и чем она берет публику. Тайной, которая, я надеюсь, никогда и никем не будет разгадана.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?