Классический квартет — метро, автобус, троллейбус и трамвай — в скором времени дополнится альтернативной четверкой: водным такси, легким метро, внутригородской железной дорогой и передвигающимся по обособленному полотну рельсовым транспортом.
Подготовка к запуску водного такси идет в рамках так называемой интермодальной схемы общественного транспорта. Из сухопутной триады дальше всего проектировщикам удалось освоить горизонты легкого метро (генеральная схема его развития фактически стала частью комплексного перспективного плана расширения Московского метрополитена) и железной дороги (на Малом кольце уже начинаются капитальные работы по переустройству путей под пассажирское движение). И вот, наконец, специалисты Научно-исследовательского института Генерального плана Москвы выдали предпроектные соображения по последнему компоненту системы.
На чем поедем
В тех странах, где эта разновидность современного общественного транспорта уже используется, для нее прижилось название «скоростной трамвай». Буквально это словосочетание понимать не стоит. На традиционный трамвай эта штука похожа разве что внешне да по принципу передвижения: ездит по рельсам при помощи электричества. На самом деле это действительно транспорт XXI века, объединивший в себе преимущества электрички, метро, монорельса и трамвая.
Справедливости ради, трамвая все же в первую очередь — с его вместимостью, дешевизной перевозки пассажиров и экологичностью. Несколько мировых производителей подвижного состава изощряются в конкретных воплощениях этих инновационных устройств кто во что горазд. Лично меня сильнее всего поразил немецкий концерн «Сименс», чья модель 6Е адаптирована под совмещенное (в пределах одного выхода на маршрут) движение под контактной сетью городских трамвайных линий и: железной дороги. Пронзая весь, к примеру, Карлсруэ, такой вагон спокойно доезжает до остановки «Банхоф» (вокзал), после чего по соединительной ветке встает на железнодорожную магистраль и пилит дальше в Мангейм, где снова мимикрирует под городской трамвай.
Впрочем, москвичам столь революционные варианты не грозят.
Куда поедем
Недавно московские власти окончательно определились с маршрутами скоростного трамвая — мэр Сергей Собянин подписал соответствующее распоряжение. Первым пустят движение на участке от станции метро «Улица Подбельского» до улицы Уссурийской в Гольяново.
Еще один маршрут пройдет по шоссе Энтузиастов в Балашиху. Больше двух третей линии от станции метро «Площадь Ильича» до Балашихи (а именно 15,7 из 21,3 км) пройдет по эстакадам. Собственно, других вариантов не остается: в черте Москвы трасса проходит по шоссе Энтузиастов, а с его известной теснотой, частыми перекрестками, дорожными развязками и пешеходными переходами оставить ее на уровне земли — значит зарубить идею на корню.
Собственно, проекту внутримосковской половины этой линии уже пять лет, проработан он хорошо, и затяжку с его реализацией можно объяснить лишь астрономической суммой предстоящих затрат, ощутимой даже на психологическом уровне: в ценах 2007 года они составляли 1 млрд рублей. Но дальше тянуть нельзя: пропускная способность вылетной магистрали исчерпана еще в прошлом веке, а недавно состоявшееся продление радиальной ветки метро от Новогиреево до Новокосино вряд ли поспособствует ее разгрузке.
В черте Москвы на этой линии запланировано шесть остановок: помимо конечной это ближайшие станции метро — «Авиамоторная» и «Шоссе Энтузиастов», разворотный трамвайный круг на
Столько же остановок предполагается и в области, но с ними ясности куда меньше. Сейчас рассматриваются два варианта дальнейших маршрутов: по продолжающей шоссе Энтузиастов Горьковке и вдоль одноименного направления железной дороги. Обе линии сходятся в конечной точке «Новый свет» (жилой квартал в
Когда поедем
Обустройство пилотной линии скоростного трамвая внесено в перечень расходных статей московского стройкомплекса на следующий год. А первый пассажирский состав здесь должен пройти уже в конце 2014 года. На эти же сроки намечен запуск еще нескольких линий. В основном их маршруты будут проложены по существующим путям (разумеется, после их модернизации с полной заменой рельсов).
Самый длинный из этих маршрутов свяжет поселок Северный (Северо-Восточный административный округ) с Ярославским шоссе. Он пройдет внутри МКАД по хорде, соединяющей железнодорожные платформы Лианозово (Савеловское направление) и Лось (Ярославское направление) с промежуточными остановками в районе улиц Череповецкая, Широкая и Лескова. На этой трассе две станции метро: «Алтуфьево» и «Медведково». Еще одна линия частично повторяет трассу монорельса, обеспечивая связь между разрезанными Октябрьской железной дорогой Останкинским и Бутырским районами. Между трамвайными кругами на улице Вишневского (станция метро «Дмитровская») и на улице Королева (станция метро «ВДНХ») здесь всего одна остановка — платформа Останкино.
А вот в Чертаново и в Бирюлево возникнет скоростная мини-сеть с пятью конечными станциями: с запада — улица Красного Маяка и улица Академика Янгеля, с юга — Проектируемый проезд № 5451 и Востряковский проезд, с востока — Загорье. По ее контуру вагоны будут доставлять пассажиров из быстро растущего Восточного Бирюлево не к забитым станциям зеленой ветки подземки, а к менее загруженным «Пражской» и «Улице Академика Янгеля» через Булатниковский и Харьковский проезды и улицу Подольских Курсантов.
Разумеется, этим проектные наработки не ограничиваются. Уже ведется предварительная трассировка линии среднесрочной перспективы — от станции метро «Красногвардейская» в аэропорт Домодедово.
Тем временем
О запуске скоростного трамвая объявил и аэропорт Шереметьево. Это не городской проект: финансирует его в объеме
Чудо на колесах
Подвижной состав для отечественного скоростного трамвая решено собирать на отечественных предприятиях по французским чертежам. За основу взят страсбургский
Принципиальное преимущество этой разработки — энергоавтономность. Конечно, не абсолютная, но даже без учета набранной инерции постоянной резервной емкости батарей хватает на полкилометра пути. Это не конструкторская блажь: случись что, абы где пассажиров не высадишь. Ведь посадка и высадка предполагается через особые павильоны (своеобразные пересадочные мини-узлы), а пересечение трассы скоростного трамвая с городскими пешеходными путями желательно минимизировать. В мини-поезде будет беспроводной Wi-Fi-интернет и климат-контроль.