Нужен ли Кремлю депозитарий?
Можно сколько угодно гадать, почему Ресин из огромного числа московских проблем выбрал именно эту в качестве первоочередной, а равно о тех невидимых нитях, которыми строительная фирма «МонАрх», коей предстоит осуществлять проект, связана с ушедшим на пенсию градоначальником.
Вопрос в другом: будет ли возведено в самом центре столицы, на крохотном зеленом островке между стеной Кремля у Боровицких ворот и Домом Пашкова, хорошо видном с Большого Каменного моста, здание, которому предназначено вобрать в себя несметные сокровища из тесных запасников Музеев Кремля? По закону депозитарий должен быть построен, ведь на это есть все «правильные» документы и постановления
Проект не нравится никому
Когда депозитарий был только в планах, провели закрытый конкурс, в котором победила группа архитекторов под руководством академика Евгения Розанова. Правда,
Архитектурный проект депозитария не нравится практически никому из специалистов. Даже генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина сказала на недавней
«Депозитарий музею жизненно необходим», — заявил «Труду» директор Научного центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов. Коллекции Музеев Кремля огромны, а показывается лишь малая их часть. Кроме того, музеям в Московском Кремле необходим полноценный выставочный зал — те помещения, которые находятся на территории Кремля, очень тесные, там невозможно сделать полноценную выставку. Вдобавок работа сотрудников и визиты зрителей осложнены особо строгим режимом охраны, что неудивительно для резиденции главы государства. С этими проблемами искусствовед столкнулся в 2000 году при подготовке выставки «Христианские реликвии в Московском Кремле».
Исчезнет вид на Кремль
Музей хочет, чтобы депозитарий был поблизости, и его можно понять. Но после строительства нового семиэтажного здания исчезнет великолепный вид на Кремль, на весь архитектурный ансамбль. «Получится неестественная глухая стенка между Кремлем и Домом Пашкова. С архитектурной точки зрения существующий проект плохо согласуется и с тем, и с другим, — подчеркивает Алексей Лидов. — Даже если бы речь шла об архитектурном шедевре, это максимально неподходящее для него место. Даже прекрасная архитектура вступала бы в конфронтацию с величайшими шедеврами русского зодчества — Московским Кремлем и Домом Пашкова!»
Идеальным решением было бы предоставление Музеям Кремля другого пространства либо отказ от высотного здания, которое перекроет панораму. Но тогда непонятно, как решать проблему с помещениями, где нужно работать со стотысячной коллекцией. А в ней, что называется, не счесть алмазов.
Следует учесть и то обстоятельство, что в кремлевских музеях одна из самых сложных коллекций с точки зрения хранения — здесь предметы очень разнятся по возрасту, материалу, технике исполнения. Фактически это конгломерат музеев разного типа с принципиально различными экспонатами, а они требуют определенных, совершенно особых условий хранения.
«Опасения администрации Музеев Кремля понятны, — отмечает Лидов. — После стольких лет они боятся, что, если проект закроют или заморозят, они еще надолго останутся без столь нужного музею здания. Но, как мне кажется, руководство страны должно найти некое решение, и не за счет архитектурного облика Москвы. Именно в этом месте, в самом центре,
Рустам Рахматуллин: «Нельзя подставлять Пашкову дому кривое зеркало»
Вместе с координатором движения «Архнадзор» мы выяснили, какие нарушения были допущены при проектировании и что на самом деле нужно строить.
— Вы видели пакет документов стройки. Какие к нему претензии?
— На первый взгляд он выглядел комплектно, на второй выяснилась масса нестыковок. Для примера: имелось согласование национального комитета ЮНЕСКО на вариант без купола, но шла отсылка к проектному альбому — там вариант с куполом. Дальше: последний вариант имеет высотную отметку 23,8 метра, а в предыдущем правоустанавливающем документе — постановлении Юрия Лужкова, соглашающегося со строительством, — это 20 метров, как и в соответствующем акте главного архитектора Москвы.
Сам главный архитектор Александр Кузьмин на
Дальше: проект Археологического надзора отводит для научных раскопок только участки вне фундаментов зданий
— Каковы эстетические качества проекта?
— Большинство экспертов сходится в его отрицательной оценке. Говоря коротко, нельзя подставлять стоящему рядом знаменитому Пашкову дому кривое зеркало, пытаясь «говорить» с ним на его языке — языке классицизма. Это дом домов, абсолютный шедевр.
А смотрите, что делается: Пашков дом трехчастный, и этот трехчастный. Тот центричный, и этот тоже. Здесь бельведер, и там бельведер. Но вся архитектура нового здания на три порядка хуже. Делает это Владимир Колосницын при участии Михаила Посохина и Кузьмина на основании многочисленных указаний Лужкова. Но нельзя быть классицистом по понедельникам, модернистом по вторникам, конструктивистом по средам: Это, я бы сказал, неискренний, эклектический классицизм, за которым чувствуется современная бетонная изнанка, прикрытая «обкомовским» мрамором или гранитом. И именно такой «классицизм» обступает с разных сторон Пашков дом: посмотрите на
— Что же вы предлагаете?
— Первый возможный вариант — разговор на контрастном архитектурном языке. Сама директор Музеев Кремля Елена Гагарина сказала, что ей хотелось бы побольше стекла, где бы отражались облака. А я бы сказал так: модернист может построить криволинейную поверхность, которая притворится рельефом. Не встать на рельеф, а стать рельефом, максимально уйдя при этом под землю.
Подобный проект Александра Асадова на конкурсе 1997 года был, он до сих пор кажется специалистам лучшим. Но есть и более жесткий вариант, одновременно самый законный. Здесь охранная зона Кремля, в которой возможна только регенерация,
Можно попытаться с максимально возможным приближением в габаритах воссоздать квартал. Кстати, на нынешнем проекте тоже есть гриф «регенерация», хотя никакого отношения к регенерации он не имеет. Есть еще компромиссный вариант: если не удастся отойти от проекта Колосницына, то можно попробовать перенести ротонду на угол Манежной улицы. Тогда центричность исчезнет, дом как бы потянется к Кремлю, тем самым давая понять, что он и функционально с ним связан. Хотя это, конечно, не лучший путь. Мы сторонники того, чтобы вернуть ситуацию на как можно более раннюю стадию вплоть до нового конкурса.
Мнение
Михаил Хазанов, архитектор: «Потесните помещения для охраны Кремля, и найдется место музею»
— Проект депозитария от «придворного» зодчего Колосницына — архитектура никакая, очень консервативная. В
Что не помещается в Музеях Кремля?
В постоянной экспозиции, созданной в
Как Москва зажила при Ресине
- Ресин: остановил скандальное строительство депозитария Музеев Московского Кремля на Боровицкой площади.
- Лужков: активно лоббировал строительство этого объекта Минкульта.
- Ресин: принял отставку заммэра, главы
Москонтроля Александра Рябинина, оказавшегося под следствием по обвинению в получении взятки. - Лужков: утверждал, что обвинения против его заместителя безосновательны.
- Ресин: активисты движения гомосексуалистов провели в столице свою первую акцию.
- Лужков: систематически запрещал проведение
гей-парадов в столице.
Как строили депозитарий?
- 1991 г. — указом президента РФ дано поручение правительству
Москвы подобрать участок под строительствоДепозитарно-реставрационного центрамузея-заповедника «Московский Кремль». 1993—1995 гг. — правительство Москвы выпустило ряд постановлений о создании Многофункциональногокультурно-реставрационного центра (МКРЦ) музея.1995—1998 гг. — проведен конкурс на застройку Боровицкой площади с учетом строительства МКРЦ музея. Победителем признали проектЕ. Г. Розанова .- 2003 г. — новый конкурс на выбор разработчика проекта. Победили
«Моспроект-2» и архитектор Владимир Колосницын. - 2005 г. — создание МКРЦ включено в федеральную целевую программу «Культура России», что обеспечило финансирование строительства из федерального бюджета.
- 2006 г. — заключен контракт на проектирование
Депозитарно-реставрационного центра. - 2008 г. — распоряжение мэрии Москвы «О проведении работ по строительству
Депозитарно-реставрационного комплекса». - 2009 г. — постановлением правительства России на строительство объекта выделено 100 млн. рублей.
- 2010 г. — строительная компания «МонАрх» начала работы на Боровицкой площади.