Старейшая независимая театральная премия «Хрустальная Турандот» назвала своих лауреатов в 23-й раз. По традиции церемония прошла в Театре им. Вахтангова, ставшем для капризной китайской принцессы родным домом благодаря легендарному спектаклю основателя театра.
Но нынешний праздник был пронизан скорее шекспировскими страстями, чем искрами юмора Гоцци. Не зря по замыслу авторов вечера руки капризной принцессы, в роли которой снова блистала Нонна Гришаева, пытался добиться громокипящий Отелло — Григорий Сиятвинда. Премии «За честь и достоинство» был удостоен Юрий Петрович Любимов. Сам мэтр, которому в сентябре исполнится 97 лет, на церемонии отсутствовал. Награду получала его супруга Каталин, не преминувшая подчерк-нуть, что Юрий Петрович «сам никогда не халтурил и другим не позволял», а созданный им театр покинул только потому, что «не хотел работать с людьми, которые потеряли не только профессионализм, но и честь и достоинство». Последней парфянской стрелой, которую выпустила спутница жизни «российского Лира», была гневная тирада в адрес журналистов, пускающих в оборот «непроверенную информацию».
В номинации «Лучшая сценография» была отмечена работа Марии Митрофановой в спектакле «Гиганты горы» Евгения Каменьковича, возглавившего «Мастерскую Петра Фоменко» после ухода из жизни мастера.
Лучшим дебютантом сезона признан Максим Керин за роль Чарли в спектакле «Цветы для Элджернона», поставленном Юрием Грымовым по знаменитому фантастическому роману Дэниела Киза в Российском академическом молодежном театре.
Лучшим режиссером назвали Кирилла Серебренникова за мрачновато-фантасмагоричные и сугубо мужские по составу исполнителей (прямо как во времена «нашего Вильяма») «Мертвые души» в «Гоголь-центре».
Лавры лучшего актера достались Евгению Миронову — за Гамлета и еще полдюжины шекспировских персонажей, в коих ему приходится воплощаться в «Гамлет. Коллаже» Театра наций. По словам известного шекспироведа Алексея Бартошевича, вручавшего лауреату заветную статуэтку, Миронов стал «лучшим Гамлетом в наше негамлетовское время».
А «Леди Макбет нашего уезда» московского ТЮЗа удостоилась сразу двух наград: «приглашенная звезда» Елизавета Боярская получила «Хрустальную Турандот» за роль неистовой главной героини — Катерины Измайловой, а режиссер Кама Гинкас — за лучший спектакль сезона.
Что ж, в год 400-летия великого барда выбор взыскательной принцессы можно считать вполне обоснованным.