Сейчас крупнейшие российские компании подводят итоги прошлого года, распределяют дивиденды и намечают планы на будущее. Наш специальный корреспондент побывал в Хабаровске, где второй раз за последние полтора года собирались акционеры «Роснефти» — лидера ТЭК и крупнейшего российского налогоплательщика. Далекий от столиц город на Амуре был выбран, конечно же, не случайно. Восточный вектор развития для «Роснефти» становится определяющим на ближайшую перспективу.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин напомнил, что президент России Владимир Путин назвал подъем Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом, а правительство разработало меры, которые обеспечат конкурентоспособность проектов в регионе и позволят закрепиться на рынках АТР. На фоне с трудом выбирающихся из кризиса США и ЕС страны Азиатско-Тихо-океанского региона демонстрируют впечатляющий рост, и было бы непростительно этим шансом не воспользоваться.
Прошлый год стал для компании знаковым. По многим направлениям удалось совершить прорыв, который вывел «Роснефть» в мировые лидеры. Главное событие — это, конечно же, приобретение ТНК-BP, что сделало компанию безоговорочным лидером среди глобальных публичных нефтегазовых компаний как по доказанным запасам углеводородов (33 млрд баррелей), так и по суточной добыче. Ни у одного из конкурентов нет таких низких затрат — эксплуатационные расходы на добычу 1 барреля составили 4,3 доллара США. Особо стоит отметить тенденцию: динамика замещения углеводородных запасов достигла 287%. Это проездной билет на поезд, который отправляется в будущее. Благодаря геологоразведке и лицензиям на новые месторождения можно практически неограниченно наращивать добычу, не рискуя остаться без сырья.
Глава «Роснефти» в часовом докладе представил динамику операционного роста. Так, добыча только жидких углеводородов за год увеличилась на 70%. Переработка в России выросла до 78 млн тонн. Добыча газа составила 38 млрд кубометров — рост в 2,3 раза. В результате модернизации неф-теперегонных заводов выпуск моторного топлива класса Евро-4 и Евро-5 вырос до 18 млн тонн. Такие впечатляющие показатели отражают количественный рост бизнеса, а есть еще изменения качественные. В последние годы новых легкодоступных залежей нефти на карте страны почти не осталось, заниматься добычей приходится в сложных, даже экстремальных условиях. Это объективно заставляет нефтяные компании внедрять новые, зачастую высокие технологии. И «Роснефть» провела большую работу по превращению в высокотехнологичную компанию. Самые передовые достижения науки и техники уже сегодня используются для продления жизни зрелых месторождений и разработки новых, расположенных в основном в арктических широтах и труднодоступных районах Восточной Сибири. Глава «Роснефти» Игорь Сечин в качестве примера сообщил последнюю новость: накануне собрания акционеров завершен монтаж уникальной буровой платформы «Беркут» на месторождении Аркутун-Даги на «Сахалине-1», которая в этот же день была запущена с помощью телемоста с президентом России Владимиром Путиным. Платформа построена специально для работ на шельфе Охотского моря и способна выдерживать удары 18-метровых волн, давление льда толщиной 2 метра, 9-балльные землетрясения и вести работу в условиях минус 44 градусов. Это крупнейшая на сегодняшний день в мире платформа по добыче углеводородов.
Передовые технологии позволяют не просто продавать сырую нефть, а производить продукцию с высокой долей добавленной стоимости и развивать новые направления бизнеса. Перспективный проект по строительству Восточной нефтехимической компании в районе Находки будет поставлять высококачественные моторные топлива, а также полимеры, которые станут основой развития в регионе смежных производств. Проект строительства завода по сжижению природного газа на Сахалине открывает для компании новые экспортные возможности. По прогнозам экспертов, спрос на СПГ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона будет расти на 5% каждый год. На премиальный рынок АТР претендуют также поставщики газа из Австралии и Катара, но удобное географическое расположение месторождений «Сахалина-1» и завода СПГ дают «Роснефти» хорошие шансы в борьбе с зарубежными конкурентами.
Надо только, чтобы это преимущество не мешали реализовать российские партнеры, которые владеют уже имеющейся на Сахалине газотранспортной инфраструктурой. При этом «Роснефть» надеется, что вопрос по доступу к газовому трубопроводу «Газпрома» на Сахалине будет рассмотрен и решение будет найдено.
В отчетном докладе особо отмечалась социальная роль госкомпании. В прошлом году «Роснефть» стала крупнейшим в России налогоплательщиком, перечислив в консолидированный бюджет 2,7 трлн рублей. Но, пожалуй, для регионов важны не только деньги, но и создание перспективных производств и рабочих мест. Восточная Сибирь и Дальний Восток — это 45% территории страны, а население — всего-навсего 10 млн. Перспективная работа и достойная зарплата — вот главное условие, чтобы люди оставались здесь жить. О значимом событии в реализации проекта шельфовой добычи «Сахалин-1», играющем важную роль для дальневосточной экономики, шла речь во время телемоста президента России Владимира Путина с буровой платформой «Беркут», о готовности которой к запуску доложил Игорь Сечин. «Освоение Сахалина, его природных ресурсов и шельфа имеет для России большое, можно сказать, общегосударственное значение, — заявил Владимир Путин. — Благодаря таким проектам, как платформа «Беркут», мы можем задействовать богатейшие, но малодоступные месторождения. Создавать новые производства и рабочие места, в целом укреплять социально-экономическое положение Дальнего Востока».
Планы «Роснефти» на ближайшую перспективу предусматривают дальнейший рост производства, выход на новые рынки и повышение эффективности бизнеса. Как сообщил Игорь Сечин, компания намерена к 2020 году увеличить добычу углеводородов на 30% и довести ее до 6,4 млн баррелей в сутки. Ускоренными темпами будет развиваться газовый бизнес, который вырастет вдвое и составит 1,8 млн баррелей н. э. в сутки. Компания станет вторым крупнейшим производителем газа в стране с долей на рынке свыше 20%.
Повышение эффективности бизнеса позволит как минимум удвоить свободный денежный поток, который к 2020 году превысит 400 млрд рублей. Это, в свою очередь, даст возможность своевременно осуществлять выплаты по кредитам, а также генерировать средства для выполнения масштабной инвестиционной программы в основном за счет собственных финансовых ресурсов.
Как считают эксперты, спрос на углеводороды в ближайшие годы будет стабильно расти, что создает предпосылки для реализации самых амбициозных планов. Однако требуется как минимум одно условие: не менять на рынке правила игры. А именно сейчас обсуждается так называемый налоговый маневр, когда предлагается сократить экспортные пошлины и одновременно поднять налог на добычу полезных ископаемых. Правительство рассчитывает таким способом получить дополнительные доходы в бюджет, хотя потери могут оказаться куда больше, поскольку любые изменения в фискальной сфере крайне нервируют инвесторов.
«Мы готовы выполнить все решения, которые буду приняты, — прокомментировал ситуацию Игорь Сечин. — Но нам бы не хотелось, чтобы решения принимались ситуативно, в зависимости от тех или иных потребностей бюджета. Это один из важнейших элементов инвестиционного климата в стране».
Тут спорить не о чем. В особенности если инвестиционные программы рассчитаны на десятилетия, как это происходит в сфере ТЭК.
На встрече в пресс-центре журналисты поинтересовались, как на отношения с партнерами влияют санкции, которые с подачи США ввели против главы «Роснефти». «Счетов и активов на Западе у меня нет, — ответил Игорь Сечин. — Правда, было желание прокатиться на мотоцикле по дорогам Америки, но теперь эту поездку придется отложить. А что касается партнеров, то с ними мы, как всегда, продуктивно работаем».
В свою очередь, Гленн Уоллер — президент ExxonMobil Russia, занимающейся вместе с «Роснефтью» геологоразведкой на арктическом шельфе, — справедливо заметил, что санкции продиктованы политической конъюнктурой, а проекты партнеров в сфере ТЭК носят долгосрочный характер. В августе будет пробурена первая скважина на шельфе в Карском море. Если результаты подтвердят наличие крупных запасов нефти, то американцы готовы резко наращивать инвестиции в этот перспективный проект.
А Роберт Дадли, президент группы компаний BP, напомнил, что британская компания подписала с «Роснефтью» очередное соглашение. Речь идет о пятилетнем контракте на поставки нефтепродуктов с возможностью замещения черным золотом в общем объеме до 12 млн тонн. Соглашения предусматривают предоплату, которая составит не меньше 1,5 млрд долларов, в дальнейшем она может вырасти. Глава «Роснефти» Игорь Сечин отметил, что сделка открывает новые возможности для обеих компаний: BP получает стабильные поставки и гарантированное качество нефтепродуктов, а «Роснефть» — высокую доходность сбыта и дополнительные финансовые ресурсы.
Остается добавить: два британских банка вышли из этой сделки, когда стало известно о санкциях США. Но свято место пусто не бывает, особенно если выгода для партнеров более чем очевидна. В течение месяца им нашлась замена.
Собрание акционеров завершилось избранием совета директоров, который обновился на треть. Среди новых членов оказались председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, президент «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев и спецпредставитель президента по сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Что, можно сказать, формально закрепило новые приоритеты компании, которые связаны с отечественным машиностроением, газовым бизнесом и разработкой шельфа.