Главная Культура 00:26 04 Июня 2021 6845
Ну и кто тут лицедеи - политики или актеры?

Русский театр строит там, где политическая конъюнктура разрушает

Любовь Лебедина, театральный критик, Санкт-Петербург – Москва
«Мертвые души» в постановке Акмолинского областного русского театра Казахстана воспринимаются как высказывание о сегодняшнем дне. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Встречи в России»

Русские театры зарубежья — чуткий индикатор далеко не только театральных процессов. В эпоху СССР они были самоочевидны в мощном государстве и его окружении, цементируемом русским языком и культурой. В пору распада «союза нерушимого» стали предметом чуть ли не обвинений в культурном империализме. Сегодня — зачастую доказывают, что культура способна объединять людей даже там, где политика всячески стремится их разъединить. Одно из свидетельств того — уже в 23-й раз прошедший в мае на территории петербургского центра «Балтийский дом» театральный фестиваль стран СНГ и Балтии «Встречи в России».

Правда, Балтия на сей раз фигурировала только в названии праздника. Хочется верить, что это лишь из-за коронавирусно-бюрократических препон в общении Евросоюза с Россией. К счастью, перед театральными коллективами из Абхазии, Армении, Молдавии, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Донецка таких преград не встало.

Для русских театров зарубежья питерский фестиваль — единственная площадка, где можно не только пообщаться и показать друг другу свежие работы, но и получить поддержку Министерства культуры РФ, МИДа, Международной ассамблеи независимых государств, Союза театральных деятелей России, Комитета по культуре Санкт-Петербурга. А действующая второй год на базе «Балтийского дома» Ассоциация деятелей русских театров зарубежья предоставляет режиссерам, сценографам и худрукам лабораторию для осуществления их творческих заявок. Примечательно, что руководителем ее выбрали директора Тбилисского русского театра имени Александра Грибоедова Николая Свентицкого — представителя страны, даже не имеющей с Россией дипломатических отношений. Но отношения культурные более постоянны, чем политические ветра.

Разумеется, не все так радужно, как хотелось бы. Отток русского населения из бывших союзных республик поставил под вопрос само существование театров, где говорят на великом и могучем. Руководители независимых государств, впрочем, не желали скандала, который бы вызвало прямое расформирование коллективов, и в ряде случаев решили вопрос, так сказать, компромиссно — поставили во главе своих национальных деятелей, которые заполнили актерские вакансии людьми, более-менее владеющими русским, предоставив им играть в опустевшем здании. Вряд ли это было соломоново решение — с другой стороны язык Пушкина и Чехова хоть в таком виде удалось сохранить, и все еще теплится надежда на новую интеграцию русской культуры в национальную.

Конечно, в каждой стране своя ситуация. Так, в Белоруссии русский театр всегда считался своим, тут ни о каком конфликте традиций и ценностей речи, слава богу, нет. Что подтвердил спектакль Брестского академического театра «Мещанская свадьба», хоть и поставленный по пьесе немца Бертольта Брехта, но явно произрастающий из «смеховой культуры», как ее понимал великий отечественный исследователь искусства Михаил Бахтин. Другое дело — Украина, где в последние десятилетия русский язык переживает нелегкие времена. В этом контексте приезд в город на Неве академического музыкально-драматического театра из Донецка, оплаченный Министерством культуры РФ — итог продуманного решения всего коллектива, не желающего подчиняться воле киевских временщиков. Когда я спросила у генерального директора — худрука театра Натальи Волковой: как можно играть при разрывах снарядов, — та не задумываясь ответила: «Мы не можем не играть, потому что должны поддерживать в наших зрителях веру в жизнь и вечную любовь, которая сильнее смерти». Неслучайно театр выбрал для показа на фестивале историю трагической любви «Нас обвенчает прилив... [Ромео и Жанетта]» по пьесе Жана Ануя, поставленную Сергеем Бобровским как синтез драмы, пластики и музыкальных этюдов. Это было сделано настолько здорово и с фантазией, что невольно возникла мысль о постановках харьковского «Березиля» 30-х годов прошлого столетия, где легендарный Лесь Курбас (впоследствии замученный в застенках Соловецкого монастыря как «враг народа») создавал свою теорию преображения, которую потом взял на вооружение несравненный Роман Виктюк. Можно только гордиться такой творческой «родословной», ниточка которой протянулась и к харизматичным артистам донецкого театра. Их спектакль можно прочитать как вызов, бросаемый жизнью подстерегающей ее на каждом шагу смерти, как знак преемственности между культурами хоть и различными, но глубоко родственными, не признающими между собой государственных границ.

Кстати, интересное наблюдение: театры стран, недавно испытавших войну, вообще стремятся ставить спектакли про любовь, сражающую как солнечный удар и подвигающую на жертвы ради высокого чувства.

Так, Сухумский русский театр драмы имени Фазиля Искандера во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов потерял часть труппы и само здание, отремонтированное только в 2014-м, и то за счет средств Российской Федерации. Выбор поэтической пьесы Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» в исполнении группы молодых артистов под руководством питерского режиссера Марии Романовой был ясно связан с контекстом братоубийственной распри, бросить вызов которой способна только любовь, делающая месть бессмысленной. Невеста бежит из-под венца, ее преследуют красная луна, топот лошадей, расправа обиженных родственников жениха, но это ничто в сравнении с мгновением счастья в объятиях возлюбленного на краю пропасти. Скажете — миф, легенда, но эмоциональное ее воздействие на чуткого зрителя в туманном Санкт-Петербурге, думаю, ничуть не слабее, чем в жарком Сухуме.

Точно так же завораживает моноспектакль тбилисского академического русского театра имени Александра Грибоедова «Записки сумасшедшего» по Гоголю в исполнении Валерия Харютченко. Пожалуй, это единственный театр в ближнем зарубежье, где исторически так тесно переплелись русская классика с национальной культурой, давшей международному сообществу великих режиссеров: Георгия Товстоногова, Леонида Варпаховского, Михаила Туманишвили, Петра Фоменко.

Благодаря, в частности, все еще мощному влиянию этих мастеров крепнет международная режиссерская школа, группирующаяся вокруг русского театра. Тем, кто постоянно наблюдает за программой «Встреч в России», видно, как буквально взмывает ракетой творческий уровень трупп с приходом молодых постановщиков, окончивших вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Например, я не могла себе представить, что в Акмолинском областном русском театре Казахстана «Мертвые души» Гоголя прозвучат так злободневно в режиссерской версии приглашенного на постановку Шамиля Дыйканбаева, выпускника магистратуры Школы-студии МХАТ. Павел Иванович Чичиков в гротесковом исполнении Андрея Владимирова даже не пытается предстать обаятельным душкой и куртуазным гурманом по части женского пола, как это нам привычно: он — отпетый мошенник, твердо усвоивший законы потребительского общества, где совесть медного гроша не стоит, а незаконно присвоенная копеечка рубль бережет. Этот монстр с длинными щупальцами способен дирижировать любым оркестром, состоящем из Коробочек и Ноздревых, Плюшкиных и Собакевичей, он и жену Манилова изнасилует, зная, что сопротивления не встретит — рабская психология не позволит.

И это, повторю, только первые шаги Ассоциации деятелей русского театра, планирующей обучение будущих артистов в театральных вузах Москвы, большие обменные гастроли... То, что политика походя разрушила, культура восстанавливает трудно и медленно, но главное — она это делает человечными средствами.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5646
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5278
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...