По инициативе столичного театра «Сфера» в Союзе театральных деятелей России перед самым майским праздником собрались актеры, режиссеры, критики, журналисты, чтобы разобраться, почему Департамент культуры города Москвы сливает уникальный коллектив с малоуспешным «Эрмитажем», да и другие театры «сокращает» под видом оптимизации.
С точки зрения городского начальства, видимо, ничего дурного не происходит. Ну, отберут здание, лишат государственного статуса, ликвидируют сайт, уберут название театра, но актеры ведь не останутся на улице – вольются в труппы более мощных театров. Где, правда, у директоров и своих подопечных хватает, и начнутся проблемы с раздутыми штатами, переходящие в «войну Монтекки и Капулетти» за репертуар и место на сцене.
Кому пришла в голову сногсшибательная идея оптимизации московских театров, никто толком не знает. Может быть, ее цель – экономия? Ну так она составит всего десять процентов от бюджета коллективов. Стоит ли ради такой малости рисковать миром в театральной среде, а начальнику Управления театров и концертных организаций Наталье Дрожниковой нервно бросать трубку, не дослушав вопроса журналиста? А директору Департамента Александру Кибовскому отмахиваться от взбудораженных артистов, как от надоедливых мух...
Судя по тому, что ни председатель СТД Александр Калягин, ни его свита на собрание в защиту подверженных вивисекции театров не явились, напрашивается вывод: плевать против ветра бесполезно. Ну и интересная картина получается: СТД России, обязанный защищать своих членов вообще, а тем более в такое трудное время, когда русская культура подвергается атакам по всем фронтам, ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Авось куда-нибудь кривая вывезет... Да нет, не вывезет. Надо громко говорить о том, что оптимизация московских театров проводится как бог на душу. Без досконального изучения художественной программы театров, экономической составляющей, процентной заполняемости залов и так далее.
Если анализировать работу, например, «Сферы», то за 40 лет существования коллектива ни по одному из этих показателей нет поводов для нареканий, скорее наоборот. Подтверждение тому – постоянные аншлаги и участие в разнообразных фестивалях. Хорошо бы чиновникам от культуры знать, что театр с уникальной сценой в виде эллипса создала в 1981 году народная артистка России Екатерина Еланская, дочь мхатовцев – актрисы Клавдии Еланской и режиссера Ильи Судакова. Мощные сценические, а в данном случае еще и семейные традиции сегодня здесь продолжает сын Екатерины Ильиничны Александр Коршунов, представляя третье поколение знаменитого театрального рода Еланских-Судаковых-Коршуновых, для которого всегда идеалами были духовная гармонизация общества и сохранение идеалов русского психологического театра.
Худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин, живущий по соседству с театром Коршунова, также не посчитал нужным явиться на встречу с коллегами. Наверное, было стыдно признать, что, даже проводя всего три спектакля в неделю, с трудом удается собирать зрительный зал. Народный артист России Валерий Баринов, не желая ходить вокруг да около, прямо сказал, что люди, уничтожающие творческий коллектив «Сферы», рубят один из корней русской культуры. А ведущий артист Малого театра Василий Бочкарев напомнил слова великого Станиславского: «Берегите русское искусство, иначе России будет плохо».
Теперь остается одна надежда – на запрос депутатов Госдумы РФ Дмитрия Певцова, Сергея Миронова и Николая Бурляева в Совет Федерации. Может быть, там услышат их возмущение действиями московских властей, идущими вразрез с культурными интересами страны.