Главная Культура Афиша 18:00 04 Апреля 2020 1692
Служителей муз отправляли подальше от Москвы

Выставку о жизни литераторов в эвакуации можно посмотреть в интернете

Дарья Ефремова
Онлайн-программа выставки «Ноев ковчег писателей». Фото: сайт ГМИРЛИ имени В.И. Даля

В столичном Доме Остроухова в Трубниках (ГМИРЛИ имени В.И. Даля) открылась выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941-1944», посвященная 75-летию Победы. Едва ли не каждая история здесь пронзительна, а некоторые, как цветаевская, просто переворачивают душу.

Чистополь, Елабуга, Ташкент, Алма-Ата. Не только голод и лишения, но и надежды, знакомства, творческие тандемы. Писатели, поэты, артисты и режиссеры не просто выживали — они жили: работали, влюблялись, ссорились, мирились.

Кинематографической Меккой стала Алма-Ата — здесь осенью 1941-го на базе «Мосфильма» и «Ленфильма» создали Центральную объединенную киностудию, где тут же принялись доснимать уже начатые ленты: «Котовский», «Свинарка и пастух». И культовые ленты «Они сражались за Родину», «Иван Грозный», «Непобедимые», «Жди меня» сняты именно здесь. Сценарии писали мэтры: Шкловский, Зощенко, Паустовский, Симонов...

А центром литературной жизни оказался Чистополь. В татарский городок на Каме эвакуировали пять фабрик и заводов, следственные изоляторы двух тюрем, Таганской и Бутырской, — и членов Союза писателей СССР. Как вспоминал драматург Михаил Гладков, «в модных пальто и велюровых шляпах, они бродили по улицам, заквашенным добротной российской грязью, как по коридорам дома на улице Воровского». Среди разгуливающих в пальто значились: Пастернак, Ахматова, Паустовский, Асеев, Федин, Тарковский, Леонов, Сельвинский:

Деятельный Пастернак в Чистополе ждал нового золотого века. «Мы здесь значительно ближе к истине, чем в Москве, где в последние десятилетия с легкой руки Горького всему этому придали ложную серьезность какой-то инженерии и родильного дома или богадельни, — писал он в письме к брату. — Мы давно не чувствовали себя такими прирожденными художниками, как здесь наедине с собой за работой. В нравственном отношении все сошли с котурн, сняли маски и помолодели, а физически страшно отощали. Некоторые, как например, Федин, просто пугают своей болезненной худобой».

Литературные собрания, чтения, спектакли (в числе «чистопольцев» оказались актеры Ленинградского областного драмтеатра и часть труппы МХАТа) проходили в старинном купеческом здании, доме учителя. Здесь Пастернак открыл сообществу новое имя — поэтессу Марию Петровых. Лично нарисовал афиши и расклеил их по всему городу, заставив сочинительницу выйти из тени. Не все тому были рады. «Эта женщина — мой палач! — жаловался Маршак. — Читает мне свои стихи:»

Были и настоящие драмы. А главная трагедия эвакуации — конечно, цветаевская. Марину Ивановну в «писательской колонии» не оставили — поскольку в Союзе она не состояла, отправили в Елабугу. Она несколько раз приезжала в Чистополь, надеялась устроиться посудомойкой в столовую Литфонда, но безуспешно. А ее сын Георгий Эфрон, «парижский мальчик», оказавшийся в эвакуации вместе с матерью, при всем своем снобизме рвался на фронт...

«Юный, стройный, с высоко поднятой головой и прищуренными глазами он, казалось, не замечал одноэтажных деревянных домов с мезонинами и затейливыми резными наличниками окон, замурзанных ребятишек, которые гоняли в большой луже самодельный плотик, бабьей очереди с ведрами у водопроводной колонки», — вспоминала о нем одна из чистопольских дам.

О том, как надежда медленно, но верно разъедалась отчаянием, читаем в записях художницы, сестры поэта Татьяны Луговской. В них «мрачный и прекрасный» Ташкент с розовыми от солнца глиняными стенами-дувалами, сиреневой плиткой и тенью арыка обретает другие краски: «Даже вода пахнет пылью и дезинфекцией, а гроб — один из самых дефицитных товаров».

«Никаких разъяснений о спасении „служителей муз“ по радио и в газетах не велось, — рассказывает куратор выставки, филолог и писатель Наталья Громова. — Людям поступал звонок с приказом быть в такое-то время на вокзале. И все. Тех, кто не соглашался, могли арестовать, думали ведь, что осенью 1941 года в столицу войдут немцы. Эти жесткие меры были направлены на то, чтобы сохранить русскую культуру:»

P.S. Выставку о жизни литераторов в эвакуации, представленную Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, можно посмотреть в интернете в онлайн-режиме.

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3612
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 2493
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...