Главная Культура Афиша 18:00 04 Апреля 2020 1636
Служителей муз отправляли подальше от Москвы

Выставку о жизни литераторов в эвакуации можно посмотреть в интернете

Дарья Ефремова
Онлайн-программа выставки «Ноев ковчег писателей». Фото: сайт ГМИРЛИ имени В.И. Даля

В столичном Доме Остроухова в Трубниках (ГМИРЛИ имени В.И. Даля) открылась выставка «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941-1944», посвященная 75-летию Победы. Едва ли не каждая история здесь пронзительна, а некоторые, как цветаевская, просто переворачивают душу.

Чистополь, Елабуга, Ташкент, Алма-Ата. Не только голод и лишения, но и надежды, знакомства, творческие тандемы. Писатели, поэты, артисты и режиссеры не просто выживали — они жили: работали, влюблялись, ссорились, мирились.

Кинематографической Меккой стала Алма-Ата — здесь осенью 1941-го на базе «Мосфильма» и «Ленфильма» создали Центральную объединенную киностудию, где тут же принялись доснимать уже начатые ленты: «Котовский», «Свинарка и пастух». И культовые ленты «Они сражались за Родину», «Иван Грозный», «Непобедимые», «Жди меня» сняты именно здесь. Сценарии писали мэтры: Шкловский, Зощенко, Паустовский, Симонов...

А центром литературной жизни оказался Чистополь. В татарский городок на Каме эвакуировали пять фабрик и заводов, следственные изоляторы двух тюрем, Таганской и Бутырской, — и членов Союза писателей СССР. Как вспоминал драматург Михаил Гладков, «в модных пальто и велюровых шляпах, они бродили по улицам, заквашенным добротной российской грязью, как по коридорам дома на улице Воровского». Среди разгуливающих в пальто значились: Пастернак, Ахматова, Паустовский, Асеев, Федин, Тарковский, Леонов, Сельвинский:

Деятельный Пастернак в Чистополе ждал нового золотого века. «Мы здесь значительно ближе к истине, чем в Москве, где в последние десятилетия с легкой руки Горького всему этому придали ложную серьезность какой-то инженерии и родильного дома или богадельни, — писал он в письме к брату. — Мы давно не чувствовали себя такими прирожденными художниками, как здесь наедине с собой за работой. В нравственном отношении все сошли с котурн, сняли маски и помолодели, а физически страшно отощали. Некоторые, как например, Федин, просто пугают своей болезненной худобой».

Литературные собрания, чтения, спектакли (в числе «чистопольцев» оказались актеры Ленинградского областного драмтеатра и часть труппы МХАТа) проходили в старинном купеческом здании, доме учителя. Здесь Пастернак открыл сообществу новое имя — поэтессу Марию Петровых. Лично нарисовал афиши и расклеил их по всему городу, заставив сочинительницу выйти из тени. Не все тому были рады. «Эта женщина — мой палач! — жаловался Маршак. — Читает мне свои стихи:»

Были и настоящие драмы. А главная трагедия эвакуации — конечно, цветаевская. Марину Ивановну в «писательской колонии» не оставили — поскольку в Союзе она не состояла, отправили в Елабугу. Она несколько раз приезжала в Чистополь, надеялась устроиться посудомойкой в столовую Литфонда, но безуспешно. А ее сын Георгий Эфрон, «парижский мальчик», оказавшийся в эвакуации вместе с матерью, при всем своем снобизме рвался на фронт...

«Юный, стройный, с высоко поднятой головой и прищуренными глазами он, казалось, не замечал одноэтажных деревянных домов с мезонинами и затейливыми резными наличниками окон, замурзанных ребятишек, которые гоняли в большой луже самодельный плотик, бабьей очереди с ведрами у водопроводной колонки», — вспоминала о нем одна из чистопольских дам.

О том, как надежда медленно, но верно разъедалась отчаянием, читаем в записях художницы, сестры поэта Татьяны Луговской. В них «мрачный и прекрасный» Ташкент с розовыми от солнца глиняными стенами-дувалами, сиреневой плиткой и тенью арыка обретает другие краски: «Даже вода пахнет пылью и дезинфекцией, а гроб — один из самых дефицитных товаров».

«Никаких разъяснений о спасении „служителей муз“ по радио и в газетах не велось, — рассказывает куратор выставки, филолог и писатель Наталья Громова. — Людям поступал звонок с приказом быть в такое-то время на вокзале. И все. Тех, кто не соглашался, могли арестовать, думали ведь, что осенью 1941 года в столицу войдут немцы. Эти жесткие меры были направлены на то, чтобы сохранить русскую культуру:»

P.S. Выставку о жизни литераторов в эвакуации, представленную Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, можно посмотреть в интернете в онлайн-режиме.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3932
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3476
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?