Крупнейшие американские киностудии сообщили, что вводят свой пакет санкций. Отныне Walt Disney, Paramount, Sony Pictures и Warner Bros. отказываются выпускать на российские экраны свои новые фильмы.
Так, 2 марта должен был состояться выход в прокат очередного «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном в главной роли, предпродажи на который составили 20 млн рублей, но обескураженным зрителям уже возвращают деньги за билеты. 10 марта на экраны не выйдет семейный мультфильм «Я краснею», а 24-го в прокате не появится кинокомикс «Морбиус» с Джаредом Лето. Только в этом месяце наши кинотеатры недосчитаются 5 млрд рублей.
Чем в перспективе эти ограничения грозят нашему кинобизнесу? Тут достаточно знать хотя бы такую цифру: в прошлом году фильмы этих голливудских студий обеспечили более 70% кассовых сборов в России. Один только «Человек-паук: Нет пути домой» привлек в залы более 10 млн наших зрителей. Скорее всего, наложат вето на показ своих фильмов европейские и ряд азиатских (Япония, Южная Корея) стран. И чем тогда будем заполнять экраны кинозалов? Исключительно российскими лентами? Но ежегодно у нас выходило на экраны более 500 фильмов из разных стран, Россия же производит 150-160 картин в год. Из них до широкого экрана добирается от силы половина лент. А прибыльными и относительно успешными оказываются всего 10-15 фильмов, большинство из которых собирают кассу в новогодние каникулы.
При скудной афише и перманентно пустующих залах кинотеатрам суждено разоряться. Очень скоро может приостановить работу половина из еле дышащих после пандемии киноплощадок. Об этом с горечью заявил экс-председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин, подавший в отставку с началом операции в Украине. И что, снова, как в 90-е, превращать кинотеатры в мебельные и автомобильные салоны? Хотя и с мебелью, и с авто тоже будет неважно.
Боюсь, санкционный удар придется не только по кинотеатрам. Без картин западных стран невозможны международные кинофестивали, проходившие у нас от Сахалина и Архангельска до Сочи и Калининграда, заметно оживляя культурный пейзаж в регионах. Под вопросом и судьба Московского международного кинофестиваля под руководством Никиты Михалкова. Не стоит ждать приезда в Москву западных кинозвезд. А программу ММКФ придется собирать из фильмов тех стран, которые находятся ближе к обочине мирового кино. Но можно ли считать такой усеченный киносмотр фестивалем класса А, на который из бюджета ежегодно выделялись огромные по нашим меркам суммы? Да и хватит ли у правительства в условиях содрогающейся под ударами экономики средств для финансирования не только фестивалей, но и самого кино? Если что-то и будет поддерживаться в первоочередном плане, то производство патриотических блокбастеров, от которых зритель и так уже смертельно устал. Тем более что ура-патриотизм теперь с утра до ночи возгоняется на телеэкранах.
Под угрозой и сотрудничество российских мастеров кино с коллегами и студиями других стран. И вот уже стриминговая платформа Netflix остановила работу над российскими оригинальными проектами, которые должны были выйти эксклюзивно на популярном сервисе. В том числе оказалась заморожена работа над сериалом «Анна К» по знаменитому роману Льва Толстого со Светланой Ходченковой в главной роли. Остановлен и ряд других проектов с участием наших восходящих звезд — Александра Петрова, Юры Борисова, у которых был шанс выйти на мировую киноорбиту.
Скорее всего, в свете последних событий международные фестивали перестанут включать в свои программы новые российские картины, особенно снятые при участии официальных российских ведомств (а иных у нас практически не производится). Вряд ли наши фильмы в ближайшее время станут покупать для зарубежного проката. И если паче чаяния в России появится новые Тарковский, Сокуров или Звягинцев, то мир об этом не узнает.
P.S. Прокатчик российских фильмов «Централ Партнершип» (ЦПШ) пересмотрит график премьер отечественных фильмов и выпустит раньше некоторые из них. Так, комедия «Хочу замуж» с Милошем Биковичем и Кристиной Асмус — в прокате с 3 марта. А еще в кинотеатры возвращаются «Холоп», «Движение вверх» и «Батя»...