Теперь жители поселений Московский, Мосрентген и Щербинка смогут решать спорные юридические вопросы без лишних очередей и бюрократических препон, обещают столичные власти.
Мировые суды — явление для нашей страны не новое. Они появились еще 150 лет назад при царе-реформаторе Александре II, но, как и многое в то время, были восприняты неоднозначно. С одной стороны, судиться (и примиряться) простому народу стало проще, с другой — увеличился судейский аппарат, что не всем пришлось по душе. Просуществовали мировые судьи лишь четверть века, после чего их упразднили и оставили только в нескольких крупных городах. Вторая попытка вернуть мировую юстицию возникла в 1912 году, но в революцию, как и всю царскую судебную систему, ее ликвидировали окончательно.
Спустя 80 лет мировых судей вернули вновь, и с тех пор их число только растет. «Время показало: решение вернуть институт мировых судей было правильным, от этого мы получили только плюсы — правосудие стало ближе к населению», — считает председатель Щербинского районного суда Алексей Севалкин.
Для чего же нужны мировые суды? По словам Севалкина, они вносят серьезный вклад в разгрузку работы районных судов. Особенно за МКАД, где растут новые жилые кварталы. Вопросы людей волнуют разные. Они касаются семейных и трудовых отношений, некачественных коммунальных услуг и коммерческих споров. Если раньше по спорным вопросам жителям приходилось обивать пороги одной районной инстанции, то теперь получить решение в суде стало проще и быстрее. Для этого мировым судьям стали выделять отдельные помещения.
Сегодня в столице работают 438 мировых судебных участков — создана целая система принятия юридических решений. Теперь она расширяется на территориях Новомосковского и Троицкого административных округов. «В этих районах раньше существовали мировые участки, они относились к Московской области, — говорит Алексей Севалкин. — После присоединения территорий к столице вместо них были созданы новые участки на временных местах. Один из открывшихся был в Щербинке, другой — в Солнцево».
Теперь оба участка находятся в одном здании — на первом этаже новой многоэтажки в Щербинке. Это первое в Новой Москве помещение, которое отвечает всем нормам судебного участка, утвержденным столичными властями. Здесь провели капитальный ремонт, кабинеты и залы оснастили новой техникой. Условия для работы, по словам юристов, стали гораздо лучше. И людям комфортнее. «Каждый посетитель может получить всю необходимую информацию — как подавать заявление, оплатить пошлину, — тут же получит бланки для заполнения, — рассказывает о работе нового участка № 434 мировой судья Валерий Фоминых. — Все сделано для максимального удобства граждан».
Судья показывает свой кабинет: новую мебель, компьютер, в который заносится информация по делам сразу после принятия решений. Она доступна всем желающим через портал единого информационного пространства города www. mos-sud. ru. Один нюанс: имена участников процесса в виртуальном пространстве не указываются.
Раздутого штата сотрудников здесь нет. В аппарате судьи три человека: секретарь, помощник и заведующий канцелярией. Этого, по словам юристов, вполне достаточно для принятия всех желающих и проведения нескольких заседаний в день. Кстати, нередко судьям удается решать конфликты без приговоров — примирительными процедурами.
Святая святых мирового суда — совещательная комната. Название, впрочем, условное, поскольку коллегиальных решений здесь не выносят — все зависит от компетенции одного человека. Но он всегда может побыть в одиночестве и тишине, взвесить все за и против, глядя на статуэтку Фемиды на столе. От принятия решений ничто не отвлекает: здесь нет ни оргтехники, ни средств связи. Мобильный телефон судья также оставляет вне комнаты.
Отдельный зал — для принятия решения по уголовным делам со спецкабиной и камерами для задержанных. «Раньше мы находились в небольшом помещении, условия были неважными, — говорит судья Фоминых. — Сейчас благодаря правительству Москвы участок получил новое просторное помещение, где есть все условия для нормального судебного процесса. Это большой шаг в развитии института мировых судей».