"Жизнь дорожает, вот и приходится крутиться", именно так следует понимать позицию газового монополиста. Во всяком случае глава компании Алексей Миллер объяснил министрам, что увеличение расходов сверх запланированного бюджетом никак не связано с плохим управлением. Он считает, что во всех бедах виноваты рост цен в промышленности и низкие газовые цены на внутреннем рынке страны. В этом году убыток Газпрома от продаж на российском рынке составит 1,1 млрд. долларов. По версии газовиков, цены на топливо растут слишком медленно, чтобы можно было свести концы с концами. Поэтому компания предложила правительству увеличить в 2006 году рост тарифов с запланированных 11 процентов до 14-15, а лучше до 20 - 22 процентов.
Куратор отрасли Виктор Христенко для сравнения выбрал самый удачный пример - российский авторынок, на котором в минувшем году легковых машин было продано на 17 млрд. долларов. Видимо, министр посчитал, что автомобиль сегодня в России такая же "нероскошь", как и газ. Министр предложил принять простое решение: либо сохранить убыточную цену на газ и перекрывать это субсидированием за счет внешнего рынка, либо повышать внутренние цены. Судя по всему, сам он считает предпочтительным второй вариант.
Газпрому сегодня действительно нужны деньги. В этом году он собирается занять на внешнем рынке около 4 млрд. долларов. Но и этих денег компании не хватит на нормальную жизнь и развитие. Уровень износа основных фондов превысил 50 процентов, а газотранспортной системы - 58 процентов. К тому же нужны деньги и на покупку "Роснефти". Правда, на этот случай в закромах компании приготовили финансовый резерв - почти 2 млрд. долларов. Но и этого мало. По словам Миллера, Газпрому придется повышать зарплаты своим сотрудникам, чтобы они не почувствовали себя бедными рядом с нефтяниками "Роснефти", у которых доходы выше.
Аппетиты Газпрома смутили членов правительства. Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что не поддержит повышение оптовых цен на газ до 21 - 22 процентов, и предложил отправить на доработку финансовый план компании. Он выступил против повышения расходов Газпрома на 20 млрд. рублей. На заседании Миллеру напомнили, что жить надо по средствам, а не тратиться на дорогую рекламу бренда компании на телевидении. С жесткой критикой инвестиционной программы монополии выступил глава Минэкономразвития Герман Греф, который высказал сомнения в экономическом смысле переоценки основных фондов Газпрома. Он заявил, что инвестпрограмму компании следует соизмерять с программой среднесрочного развития страны с тем, чтобы не ограничивать темпы роста российской экономики в целом.
В итоге дискуссия завершилась "соломоновым решением": финансовый план и инвестпрограмму Газпрома принять к сведению, а проект протокола по этому вопросу отправить на доработку.