В Москве на 80-м году скончался один из самых ярких и успешных представителей советской и российской тренерской школы Виктор Тальянов.
Как сообщила «Труду» дочь тренера Наталья Тальянова, прощание с телом состоится с 12.00 в зале ЛФК ЦСКА 4 января, похороны — в 15.00 на Хованском кладбище.
Виктор Иванович, будучи в течение долгих лет тренером ЦСКА, внес в развитие горнолыжного спорта в стране такую же весомую лепту, как в свои виды спорта — другие известные мэтры. Например, Валентин Николаев — в футбол, Анатолий Тарасов — в хоккей, Станислав Жук — в фигурное катание, и т. д. Виктор Тальянов был великолепным профессионалом и при этом — человеком широкой эрудиции. Так что его комментарии для газеты «Труд» всегда получались компетентными, интересными, своевременными и подчас остроумными.
В 1950-60-х годах Виктор Тальянов 21 раз побеждал на чемпионатах СССР в различных горнолыжных дисциплинах. Именно он первым из советских мужчин-горнолыжников вошел в мировую элиту этого вида спорта. После завершения спортивной карьеры в 1967 году началась не менее яркая и успешная тренерская карьера Тальянова. Именно он в конце 1970-х годов стал одним из соавторов «русского чуда» в горных лыжах, когда советские атлеты, не имея горнолыжных склонов баз, оборудованных склонов и спортивных школ европейского уровня, «вдруг» ворвались в международную элиту этого вида спорта, когда Владимир Макеев, Владимир Андреев, Валерий Цыганов и Александр Жиров из второй половины лучшей сотни мирового рейтинга стали раз за разом попадать на пьедесталы этапов Кубка мира и даже становиться их победителями.
Дилетанты до сих пор спорят: кто стал главным автором этого «русского чуда» — Тягачев или Тальянов или еще кто-то из наших отечественных наставников? В те годы привлекать в сборную страны австрийцев, словенцев или хорватов не могло никому и в голову прийти!
Этот спор становится бессмысленным, когда вникаешь в подробности событий тех лет. Молодой тренер и менеджер (впрочем, в те годы этого модного ныне слова мы еще не знали) Леонид Тягачев проявил себя тогда великолепным профессионалом и новатором, во многом опередив свое время. Оставаясь в те годы прекрасным тренером-практиком, Леонид Васильевич привлекал к работе сборной СССР лучших на тот момент наставников, в числе которых был и Тальянов. Более того, сильнейшие на тот момент наши горнолыжники, призываясь на срочную службу, проходили отличную подготовку в ЦСКА, где горными лыжами долгий период заправлял именно Тальянов. В отличие от некоторых своих коллег-цээсковцев, Виктор Иванович руководил армейскими горными лыжами не из своего кабинета, а постоянно, в любую погоду находясь на склоне.
— Конечно, большинство ведущих горнолыжников сборной СССР моего поколения во многом обязаны тренерскому мастерству Тальянова, — рассказал «Труду» первый в истории наш призер этапов Кубка мира Владимир Маккев, до недавнего времени — главный тренер сборной России. — Даже при том, что призывники и новобранцы ЦСКА продолжали иметь своих личных тренеров, Виктор Иванович помногу и эффективно занимался с каждым из нас. Хотя в годы моих выступлений со сборной СССР работали многие талантливейшие тренеры, Тальянов и на их фоне выделялся. Помимо выдающихся профессионализма и трудолюбия, я бы отметил у Виктора Ивановича такие качества, как умение увидеть и распознать талант у спортсмена. Он великолепно разбирался в спорте и в спортсменах. Оставаясь довольно строгим и жестким наставником, великолепным психологом, он очень умело варьировал применением «кнута и пряника». Одной из главных его черт было неумением и нежелание льстить и угождать кому-либо. Всегда говорил правду в лицо, независимо от того, с кем беседовал — со спортсменом-новичком или с министром. Конечно, это качество вредило его карьере, потому что таким образом легко можно нажить врагов, в том числе и очень влиятельных. Возможно, по этой причине Виктор Иванович даже не полностью реализовал свой громадный профессиональный потенциал. Хотя и при сложившихся реалиях Тальянов очень многого добился. Его уважали лучшие специалисты не только у нас в стране, но и за ее пределами.
В 1980-х и 1990-х годах Татьянов уже официально работал в сборной СССР, возглавляя женскую команду. И в этот период наши горнолыжницы удивили спортивный мир не меньше, чем мужчины-горнолыжники на стыке 1970-80-х. Светлана Гладышева стала серебряным призером на Олимпиаде 1994 года, завоевывала победы и призовые места на этапах Кубка мира, Варвара Зеленская выиграла 4 этапа Кубка мира и еще 9 раз становилась призером. Даже пятые-шестые номера женской сборной страны в то время на международных турнирах занимали места, о которых нынешние лидеры могут лишь мечтать.
К сказанному Макеевым о Тальянове корреспондент «Труда» может лишь добавить, что и в последние годы он продолжал оставаться неисправимым правдорубом, зачастую делая официальные заявления в прессе в тех случаях, когда его коллеги предпочитали такие темы обсуждать лишь в кругу близких друзей. Например, на моей памяти Тальянов был единственным из российских специалистов, кто публично раскритиковал выбор Сочи в качестве столицы зимних Игр. При этом заявлениями великого тренера двигали вовсе не спонсоры-доброжелатели из-за границы, и вовсе не привычка хаять все и вся, что связано с Россией. Наоборот, всегда оставаясь ярым патриотов своей страны, Виктор Иванович утверждал, что гораздо полезней для развития массового зимнего спорта у нас в стране было бы провести Олимпиаду не в Сочи, а на Урале. Причем, свою эту довольно оригинальную идею он мотивировал достаточно подробно, оперируя цифрами и фактами. По мнению Татьянова, российский спорт гораздо больше бы приобрел, если новые конькобежные, хоккейные дворцы и лыжные базы были бы построены в тех местах, где эти виды спорта с давних времен имеют большую массовость и славные победные традиции. А его любимые горнолыжники получили бы трассы международного уровня вблизи сразу трех городов-милионников — Перми, Челябинска и Екатеринбурга.
Боль за отечественный спорт для патриота Тальянова была столь велика, что он мог хоть в 6 утра, хоть после 12 ночи позвонить и приняться возмущаться очередным поражением наших футболистов, хоккеистов или представителей других популярных видов спорта. И надо отметить, что в подобных случаях Виктор Иванович высказывал не «играть не хотели», «зазвездились» и не тому подобные банальные аргументы, а со знанием дела указывал на проблемы в инфраструктуре того или иного вида спорта, на кадровые вопросы, на системные неувязки.
До своих последних лет Тальянов демонстрировал свои профессиональные и патриотические качества не только на словах, но и на деле. Например, в очередной раз он удивил своих коллег, когда из уютной московской квартиры сорвался в Магнитогорск и начал там заниматься с юными спортсменами и спортсменками.
Виктору Иванычу тогда было «хорошо» за 70, а его ученикам — 13-15 лет. Причем, этот возрастной тренер работал не только указательным пальцем и языком. Он сам с утра до вечера готовил склоны для своих подопечных, сам на лыжах показывал — как исполнять тот или иной элемент. Из той провинциальной команды трое, как минимум, состоялись в большом спорте. Анна Сорокина является лидером нынешней сборной России и оставалась главной нашей надеждой в женской сборной на Сочи, пока в ноябре на трассе не получила тяжелую травму голеностопа. Лидия Пентюхова удачно перешла в родственный вид спорта — ски-кросс. Мария Шканова является лидером в сборной братской Белоруссии.
— Уже несколько лет я не работаю вместе с Тальяновым. Но он оставался близким другом не только мне, но и моим папе и маме. — рассказала «Труду» Анна Сорокина. — Накануне этих новогодних праздников мы звонили Виктору Иванычу. Он лежал в больнице, но на здоровье нам не жаловался, и у нас сложилось мнение, что он немного подлечится и выйдет. Впрочем, на собственные проблемы он не жаловался никогда и никому. Так что трагическая новость застала меня врасплох. Он был великим тренером и прекрасным человеком. Иваныч всегда жил не своими заслугами в прошлом, а самыми важными задачами на завтра. Когда мы с ним выезжали на тренировочные сборы в высокогорье, он — пожилой человек — стойко переносил любые бытовые сложности. Не только работал с нами на склоне (перед этим готовя еще этот склон для нас, пока мы отдыхали), но и ходил с нами в магазин за продуктами, командовал процессом приготовления пищи. С ним всегда было интересно, потому что он многое знал и умел прекрасно рассказывать. Так что я его всегда буду помнить не только как лучшего на моей памяти специалиста горнолыжного спорта, но и прекрасного воспитателя. Он учил нас в жизни всему. И делал это успешно.