Эксперты оценивают событие как критическое, поскольку именно 20 долларов за баррель считались психологическим барьером, за которым может последовать обвал цен. Причиной случившегося они называют падение спроса на топливо и избыточность поставок сырья на мировой рынок. Ожидаемый рост потребления нефти в связи с военной операцией в Афганистане не случился. Более того, запасы нефти в США на прошлой неделе увеличились до уровня 304 миллиона баррелей, что выше прошлогоднего значения на 8 процентов. В этих условиях никто не может исключить скольжения цен до кризисного уровня 1998 года, когда нефть стоила менее 10 долларов за баррель.
В сложившихся условиях многое будет зависеть от действий ОПЕК, механизмы регулирования рынка которого дают сбои. К тому же страны картеля не смогли согласовать сколько-нибудь эффективную политику взаимодействия по вопросу рыночной стратегии со странами, не входящими в организацию. Теперь ОПЕК не остается ничего другого, как только снижать квоты на добычу нефти. Объем экспортных поставок картеля при этом может быть снижен самым радикальным образом - до 1 миллиона баррелей в день. Об этом в Вене сразу после обвала цен заявил генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес. По его словам, такое решение руководство картеля будет вынуждено принять 14 ноября на внеочередной конференции организации, даже если независимые нефтеэкспортеры к нему не присоединятся. Он, однако, заметил, что "мировой картель может действовать в одиночку до определенной черты". Эту черту ОПЕК, судя по словам Родригеса, будет определять совместно с крупными нефтепроизводителями - Норвегией, Мексикой и Россией.
Теперь уже очевидно, что "черный четверг" на мировом рынке нефти станет новым испытанием для России, правительство которой поторопилось сверстать "оптимистический вариант" бюджета 2002 года из расчета нефтяных цен в 23,5 доллара за баррель. Вице-премьер Алексей Кудрин наверняка вынужден будет в срочном порядке вносить коррективы в расходную часть бюджета в канун третьего чтения в Госдуме. Именно ему придется отвечать на вопрос, что будет с бюджетом, если цена нефти упадет ниже 18 долларов за баррель. В свое время глава Минфина ответил честно: "Я не стал бы загадывать на этот случай". Этот случай, к сожалению, представился. Нетрудно предсказать, что будут пересмотрены многие договоренности, которых ранее достигли правительство и депутаты. Прежде всего речь может идти о сокращении финансирования социальной сферы. Правда, в этом случае бюджет перестанет именоваться "социально ориентированным". Если же этого не произойдет, то Белому дому придется признать, что запас прочности бюджета был заложен на отметке гораздо более низкой, чем заявлялось.
Неожиданный поворот событий на мировом рынке нефти, кроме всех негативных последствий, как ни странно, станет своеобразным индикатором объективности наших экономических успехов. Если же результат будет отрицательным, то правительству придется держать ответ перед президентом за свой несдержанный оптимизм. Кому-то это будет стоить кресла...
Впрочем, падающие цены на "черное золото" могут стимулировать ход экономических реформ. Должна ведь Россия наконец научиться нормально жить не только благодаря сырьевому экспорту. Вот нам и шанс представился.