Корреспондент «Труда» оценила сладкую негу, в которую погрузили публику великий английский композитор и постановщики спектакля.

Сумеречная атмосфера, почти бестелесные гуттаперчевые эльфы в полупрозрачных одеждах, зеркала с патиной: Спектакль британского режиссера Клаудии Шолти в оформлении сценографа Изабеллы Бэйуотер пропитан мистикой, нежностью и волшебством, а камерная атмосфера и подчеркнутая театральность сближают его с «Аидой» швейцарского режиссера Даниэле Финци Паски, показавшего свою премьеру здесь же чуть ранее.

Но, в отличие от Финци Паски, Клаудиа Шолти куда более точно следует букве либретто, что не помешало ей выстроить остроумное действо. Стирая грани между реальностью и фантазиями, Шолти погружает публику в знакомое с детства состояние сладкой неги, когда слушаешь сказку и перед глазами возникают волшебные картины.

Дочь прославленного дирижера сэра Георга Шолти, которого худрук Мариинки Валерий Гергиев сменил на посту руководителя Всемирного оркестра мира, Клаудиа сняла несколько кинолент, а также имеет большой опыт постановок в драматическом театре. «Сон в летнюю ночь» — одна из любимых опер отца постановщицы. А для Мариинского театра это уже вторая постановка Бриттена — первой стала мистическая музыкальная драма «Поворот винта», поставленная соотечественником композитора Дэвидом Маквикаром и заслужившая в 2006 году «Золотую маску».

В бриттеновском «Сне...» сталкиваются три образных мира: сказочно-фантастический, лирико-драматический и комический. Им соответствует разноуровневое пространственное решение: мир фантастический довлеет над миром реальным, проникает в него и изменяет его. Сцену и стены заподлицо обложили зеркалами: потертыми, с черными пятнами облезшей амальгамы.

Бликует пятнистый пол — пятна прозелени намекают на лесные лужайки и рощицы, меж которых блуждают две пары влюбленных: Лисандер и Гермия (Александр Тимченко и Юлия Маточкина) и Елена и Деметрий (Ирина Матаева и Владимир Мороз). Солисты продемонстрировали хорошее ансамблевое чутье. Кроме того, музыкальный руководитель постановки Валерий Гергиев сделал слушателям роскошный подарок, пригласив на партию ткача Основы выдающегося ямайско-британского баса-баритона Уилларда Уайта, покорившего российскую публику еще в минувшем году в заглавной роли оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». И на сей раз певец был бесподобен, продемонстрировав не только мощь вокала, но и талант актера-комика, особенно в интермедии «Пирам и Фисба» с ее уморительной сценой самоубийства героя: Уайт после долгих вздохов и прицелов вонзает себе под мышку бутафорский кинжал.

«Сон в летнюю ночь» завершил 228 сезон Мариинского театра, открывший публике такие спектакли, как «Мертвые души» Родиона Щедрина в постановке Василия Бархатова, «Любовный напиток» с участием Анны Нетребко и другие постановки. Художественный руководитель театра ответил на вопросы «Труда».

– Чем был отмечен лично для вас уходящий сезон?

– И 228-ой сезон Мариинского театра, и 5-ый сезон Концертного зала были очень удачными и активными. Коллектив театра дал за сезон более 500 концертов и спектаклей, как в России, так и за рубежом. Для нас сейчас важны творческие поиски, новые сценические и театральные возможности. Именно поэтому мы решились на сотрудничество с такими режиссерами как Клаудиа Шолти, известная, преимущественно, работой в кинематографе и дебютировавшая в оперном театре только сейчас, и Даниеле Финци Паска, спектакли которого в Цирке дю Солей известны всему миру. В истории с «Аидой» мы, должен признать, рассчитываем на массовый прокат этой оперы. Язык Финци Паски понятен публике на разных континентах. Надеемся, что его работа в Мариинском театре полюбится зрителям и  повторит успех «Волшебной флейты» французского режиссера Алена Маратра.

– Разговор о новых возможностях немыслим без появления Мариинки-2. Как идет строительство второй сцены Мариинского театра?

– Я бы призвал не верить спекуляциям относительно того, что открытие второй сцены задерживается до 2013 или даже 2015 года. Дата открытия второй сцены сейчас корректируется, однако бесконечных проволочек мы не допустим. Работать ни вполсилы, ни в полсостава строители не будут. Из графика мы не выйдем, а темпы работ находятся под моим личным контролем. Новая сцена нужна театру как воздух. Недопустима ситуация, когда мы вынуждены закрываться на пять дней, чтобы смонтировать декорации к спектаклю «Война и мир» Анрея Кончаловского. На дворе двадцать первый век!

– В этом году Петербург частично принимал у себя Международный конкурс имени Чайковского. Будут ли организованы концерты его лауреатов в Концертном зале Мариинского театра?

– Победители конкурса будут играть не только в Карнеги-холл и других престижных залах мира, но и в России. В октябре мы освободили в расписании Концертного зала порядка восьми вечеров для оргкомитета конкурса, чтобы он смог распределить выступления между лауреатами. Уже в октябре конкурс, надеюсь, получит свое радостное продолжение на берегах Невы. Мы будем принимать в основном пианистов и виолончелистов, с творчеством которых у петербуржцев не было возможности познакомиться в ходе конкурса, ведь прослушивания по этим инструментам проходили в Москве.