Во время вручения премии ТЭФИ-2016 случился казус. Когда «Лучшим вечерним шоу» была названа программа «Ревизорро», на лице Михаила Швыдкого, ведущего церемонию, нарисовалось молчаливое недоумение. Вслед за тем на сцену со свойственной ей решительностью поднялась теледива Лена Летучая, и тут уж экс-министр культуры не смог удержался от комментария, назвав происходящее «недоработкой жюри». Сказана фраза была, конечно, со свойственной Михаилу Ефимовичу шутливой интонацией. Однако это тот самый случай, когда афоризм «в каждой шутке есть доля шутки» как нельзя более уместен.
Не будем строить предположений, почему в этой категории обладателем бронзового «Орфея» стал развлекательный проект с привкусом скандала, а не могучий, как гранитная глыба, «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Может, припомнили «заглавному» ведущему его жесткую критику двухлетней давности ТЭФ-И вообще и его жюри и лауреатов в частности. Не суть. Тогда же, в 2014-м, Соловьев много говорил о нелепостях, заложенных уже в самой номинации премии. И вот сейчас тройка финалистов среди вечерних шоу будто специально была сформирована так, чтобы еще раз разозлить Владимира Рудольфовича. Дело, разумеется, не в весовых категориях, хотя сама Летучая призналась, что вся ее команда ощущала явное преимущество Соловьева. Вопрос в другом: что это за телевизионный формат такой, способный объединить политическое ток-шоу с общепитовско-гостиничной инспекцией и гламурным клубом знакомств «Давай поженимся»?
Нелепо. И организаторы это заметили. Гендиректор Комитета индустриальных телевизионных премий (ТЭФИ) Майя Кобахидзе сочла сравнение политических и развлекательных шоу некорректным и предположила, что в дальнейшем эта категория будет разделена на две — «Вечернее развлекательное ток-шоу» и «Социально-политическое».
Повторим: вышеописанное — всего лишь казус. На церемониях вручения премии, имеющей 22-летнюю историю, случались инциденты и покруче, в том числе самые настоящие скандалы. Премия-то профессиональная, а с недавних пор еще и индустриальная, все так серьезно, не хухры-мухры, изначально настраиваешься на деловой лад и трезвые оценки членов компетентного жюри. Но что поделать, если среди профессионалов такое количество страшно обидчивых людей, злопамятных, с болезненным самолюбием и непомерными амбициями?! Если из-за этих качеств сама ТЭФИ несколько раз едва не почила в бозе? Вспомним, например, как год назад праздничный зал в Останкино дружно зашикал и захлопал Михаила Жванецкого, когда он в своем монологе «Дедушка и девушка» попытался проехаться по некоторым методам работы современного ТВ?! Из эфирной версии этот фрагмент потом выкинули. Кстати, телевизионные трансляции церемонии подвергались цензуре не раз и не два. Например, «ножницы» поработали с выступлением Хрюши и Степашки, остро прошедшихся по новым нормам русского языка, утвержденным Минобрнаукой. Да что там безответные поросенок с зайцем, когда вырезали целый кусок из речи Владимира Познера, произнесенной мэтром в качестве лауреата премии «За вклад в развитие телевидения»!
Из других наблюдений. В прошлом номере, анализируя результаты ТЭФИ последних двух лет (то есть после реформирования премии), «Труд» предположил, что награда присуждается не только лучшим из лучших, но и тем персонам и проектам, обойти которые вниманием по каким-то причинам неудобно. Для этого и существуют «специальные призы». Таковых на сей раз было аж четыре. Так, специальную бронзовую статуэтку «За создание и запуск телеканала «Матч ТВ» вручили Тине Канделаки. Вообще-то «создание и запуск» фигурировали в категории «Событие телевизионного сезона», но там награда досталась проекту «Война и мир. Читаем Толстого». Непонятно, почему члены жюри, выбирая между творениями Льва Николаевича и Тинатин Гивиевны, остановились на первом. Бог им судья. Но перед Канделаки, потратившей такую уйму энергии, преодолевшей такую череду громких скандалов на пути к «Матчу», видимо, стало неловко. Вот и нашли выход.
Другой спецприз вручен продюсерам проекта «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены» Сергею Шумакову и Александру Кормилицыну. Они не получили его в категории «Телепродюсер сезона», где победителями стали Юрий Аксюта («Голос. Дети») и Александр Цекало («Метод» и другие сериалы). Тут своя история. Концерт Валерия Гергиева на античных развалинах стал знаковым мирным финалом военных действий РФ в Сирии. К музыкантам в прямом эфире обратился президент, а позже им всем вручили медали. Разве можно было пройти мимо такого события? Решили, что нет, нельзя.
Еще один победитель «вдогонку» — Первый канал, получивший специальный приз за эфирный промоушен. В соответствующей категории он пролетел с «промокампанией запуска сериала «Измены». Тоже обидно, тем более что сериал представляли, и правда, мощно. Но поскольку «Метод» и так получил три «Орфея», давать четвертый еще и за его раскрутку, видимо, было неудобно. Вот и дали, так сказать, за совокупность межпрограммных заслуг.
Хотелось бы как-то съязвить по поводу Урганта, который получает ТЭФИ третий год подряд. Но обезоружил его комментарий в Сети, где он объяснил свое отсутствие на церемонии уважительной причиной: мол, занят тренерской работой с футбольной сборной Исландии.