Главная Культура 00:04 03 Июня 2022 7024
…И звездное небо над головой

Пианистка Варвара Мягкова представляет свой первый альбом в Московском планетарии. Почему именно там?

Сергей Бирюков
Варвара Мягкова на концерте в Бетховенском зале Большого театра. Фото Иры Полярной

Имя Варвары Мягковой, чей первый сольный альбом «Священное и мирское» выходит сегодня в свет на лейбле FANCYMUSIC, еще несколько лет назад было известно лишь узкому кругу ее близких и коллег. Сегодня новости о концертах пианистки на самых востребованных площадках страны жадно ловятся многими тысячами поклонников. Это еще один пример могущества интернета, где любительские ролики могут взрывным образом принести своему создателю популярность.

Впрочем, Сеть — лишь трамплин, а корень успеха Варвары в другом. Ее записи не привлекли бы внимания Бориса Березовского и других авторитетных музыкантов, с восторгом принявшихся их продвигать, если бы не главное — артистическая и, что еще важнее, человеческая глубина натуры пианистки. Для которой профессиональная задача не в ловком перебирании пальцами (оно — обязательное, но далеко не достаточное условие), а в передаче через звуки самого смысла нашего пребывания на этом свете. «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» — эту формулу Канта, руководившую множеством художников, вероятно, держали в голове и организаторы концерта-презентации альбома, который состоится 15 июня в Большом Звездном зале Московского планетария.

— Варвара, откуда идея столь необычного проекта?

— Программа задумывалась, конечно, не для планетария, хотя, надеюсь, прозвучит в нем органично. Изначально мысль была — подобрать сочинения для концерта в таком замечательном зале, как Англиканский собор св. Андрея, который, как понятно, действующий храм. И естественно, первое композиторское имя, которое приходит на ум в этой связи — Бах, чьи прелюдии и фуги и некоторые иные сочинения (в обработке Вильгельма Кемпфа) я давно мечтала сыграть. Другого представителя эпохи барокко — Скарлатти часто противопоставляют Баху как якобы более склонного к развлекательности, но мне захотелось показать, до какой степени это неверно и насколько он — конечно, по-своему, иначе, нежели его немецкий современник, — углублен и мудр. Ну а два из «Двадцати взглядов на младенца Иисуса» Мессиана — это удивительное сочетание библейской медитации и человеческой истории, притом истории совершенно особой, глубоко погружающей композитора и нас в эмоциональное проживание отдельных моментов жизни Христа... Тот концерт 23 апреля 2021 года вызвал добрый отклик публики, и музыкальный продюсер Елена Харакидзян сочла программу достойной записи, которая и была сделана осенью на средства, собранные на платформе Planeta.ru, в Артистическом центре Yamaha звукорежиссером Михаилом Спасским.

— У вас необычный путь (слово «карьера» тут не очень подходит). Вы воспитанница Гнесинской школы, затем Московской консерватории, где учились у Ксении Кнорре — дочери выдающейся пианистки и педагога Веры Горностаевой. Но потом не «наросло» длинного шлейфа лауреатских званий на международных конкурсах, который обычно тянется за именами успешных концертантов. Если б не Лукас Генюшас, Борис Березовский и другие авторитетные пианисты, изумленные вашими роликами в интернете, возможно, вы бы до сих пор работали концертмейстером детского хора и учителем музыкальной школы...

— Так сложилось. В советское время, на которое пришлись мои ранние годы, не считалось, что конкурс — непременное условие для продвижения музыканта. Тогда серьезное искусство в гораздо большей степени поддерживалось государством, и чтобы стартовать на концертной эстраде, молодому исполнителю было достаточно хорошего образования, ну и попросту говоря высокого профессионального уровня игры. Но с ужесточением конкуренции ситуация стала меняться. Однако к моменту, когда я это поняла, у нашей семьи элементарно не было денег на дальние поездки, а если средства и находились, то возникали трудности иного порядка — например, на один из конкурсов пришлось ехать сразу после рождения первого ребенка: мысли и силы тогда концентрировались совсем на другом, и я плохо сыграла...

В нынешнее время конкурсы — важная составляющая продвижения музыканта, ее недооценка грозит обнулением всех трудов во время обучения. Но опасно впадать и в другую крайность — говорю о слишком раннем включении ребенка в конкурсную индустрию. Если искушенный участник может извлечь пользу даже из неудачи (это ведь тоже опыт), то для хрупкой детской психики ажиотаж подобных событий — нелегкое испытание даже в случае успеха, а провал способен привести к тяжелому срыву.

— Возвращаясь к вашим роликам — начинаю слушать один, и думается — какая тонкость и хрупкость, наверное это один из русских романтиков, может быть, Метнер... Лишь секунд через десять понимаю: это же ваш любимый Скарлатти, а ошибся я на пару столетий и столько же тысяч верст потому, что невозможно знать наизусть все 600 его сонат... Но еще и потому, что классика, если внимательно в нее вслушиваться, несет в себе громадное количество смыслов, порой совершенно неожиданных. Расхожее представление о классических композиторах как высоколобых академистах ложно. Например, насмотревшись в хороших исполнениях и, что очень важно, с хорошими переводами текстов опер Вагнера, я понял, что живи он на сто лет позже, мог бы писать роскошные мюзиклы — с его-то даром музыкального образа и чувством юмора...

— Понимаю, о чем вы. Совсем недавно моя дочь попросила определить, что за «современная вещь» впечатлила ее в одном интернет-ролике. «Современным» оказалось произведение Генри Пёрселла — великого английского композитора XVII века... А бывает, играю музыку сегодняшнего автора, и слушатели спрашивают: как красиво — наверное, что-то старинное?.. Я считаю, что у настоящей музыки нет возраста. У нее могут быть формальные приметы какого-то стиля: вот такие гармонии употреблялись в XVIII веке, а такие могли появиться только в ХХ. Но это — внешние признаки. Суть же одна: возникает у тебя через эти звуки диалог с их создателем, погружает музыка в размышления о жизни и истории, как ты их понимаешь — значит она тебе современна. В этом смысле для меня, например, Бах и Скарлатти — хоть и жители эпохи барокко, но композиторы абсолютно актуальные, сегодняшние. Более того, считаю великую музыку прямым доказательством существования Бога — поскольку в каждом из нас она открывает любящую, страдающую и сострадательную душу.

— Но вам не кажется, что сегодня композиторы так называемой академической музыки отходят от задач, которые ставили перед собой те же Бах, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Шостакович?.. Если без обиняков, то из композиции ушла душа. Не то чтобы Бах не думал о форме — может, он думал о ней больше, чем кто-либо, судя по тому, как математически рассчитаны его контрапункты, но то было лишь средство, а задача стояла приблизить себя и слушателей к Богу. Сегодня, мне кажется, Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Борис Филановский и многие другие виртуозно оперируют самыми изысканными философскими и структурными идеями, но о задаче захватить, кроме интеллекта, и слушательскую душу речи не идет...

— Я уверена, что в нашем обществе есть по-настоящему большие композиторы, писатели, художники. Вот только общество их, как правило, не «слышит» и не «видит», потому что в нем существует отчетливая установка на культивирование эксперимента. Я не против эксперимента как такового, хоть он в каком-то смысле и ставит аудиторию в положение подопытных мышей. Плохо лишь, что композиторы, нацеленные «просто» на создание духовно наполненной музыки, остаются без поддержки — финансовой, организационной, информационной. И это большая ошибка. По собственному опыту знаю, какое громадное впечатление такая музыка может произвести даже на совершенно неподготовленную аудиторию. Прекрасно, что мир в конце концов признал таких выдающихся композиторов, как Леонид Десятников, Александр Чайковский, Ефрем Подгайц... Но слышали ли вы, например, имя Сергея Ахунова? Или Алексея Курбатова? Алексей начал сочинять в 4-5-летнем возрасте, прошел школу Тихона Хренникова и других замечательных музыкантов, в его багаже шесть опер, десять симфоний, десятки фортепианных произведений... Однажды я готовила цикл его прелюдий и сыграла их на своей репетиционной площадке, где обычно бывает много детей. Они обступили меня, начали расспрашивать, кто сочиняет такую великолепную музыку...

— Русский Forbes опубликовал ежегодный список «30 до 30» — это тридцатка людей в возрасте до 30 лет, кто, по мнению журнала, будет в ближайшее время интеллектуально лидировать в обществе. Вот первая десятка: Pharaoh, Миа Бойка, OG Buda, Люся Чеботина, Тося Чайкина, Султан Лагучев, Andy Panda, Ramil, Анна Виленская, группа «Космонавтов нет»...

— Из десяти имен знаю только одно. Думаю, Forbes учитывает тех медийных персонажей, которые хорошо оплачиваются и «кликаются» в интернете. Но это совсем не то, что духовная нацеленность на аудиторию. Одно из самых опасных заблуждений сегодняшних медиа — будто успеха можно достичь только через нечто шокирующее, злое, кровавое. На самом деле пользу обществу принесла бы поддержка искусства доброго и контактного. И мы с единомышленниками хотим открыть в интернете группу «Композиторы XXI века», страницы которой будем вести в популярных соцсетях. Это своего рода интернет-радио, где вы сможете услышать самую разную музыку, в том числе и остро экспериментальную, но главное — сочинения, открывающие канал сообщения между душой композитора и слушателя.

— Ну так, может, не настолько неправа скандально известная экс-руководительница дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы Екатерина Калачикова, несколько лет назад наделавшая шуму призывом радикально обновить преподавание в детских музыкальных школах, покончив с зубрежкой древних этюдов Черни и перейдя к изучению поп-, рок- и рэп-хитов?

— Я сама люблю некоторые вещи в поп- и рок-музыке — например, творчество Билли Айлиш, более того, имею опыт сочинения и исполнения собственных песен, хотя никогда не рассматривала это как свой главный путь. Популярная музыка — своего рода фольклор нашего времени, а всякому фольклору естественно жить вне академической среды и школ. Невозможно представить себе учебное заведение, где научили бы петь «как Шевчук» или «как Гребенщиков», да и сами эти музыканты проходили свои «университеты» не в академических стенах, а в живой жизни. Но «система» Калачиковой имела и более серьезный порок: она лишала образование его воспитательной функции. Поскольку была нацелена на легкий, развлекательный подход к учебе, а не на преодоление трудностей, глубокую и вдумчивую работу ученика над произведением, а через нее — над самим собой. И она совершенно не имела целью самое, на мой взгляд, важное — чтобы, кончая школу, молодой человек или девушка, даже если они не пойдут дальше по профессиональной музыкальной стезе, не закрыли навсегда крышку инструмента, а сохранили вкус к музицированию и общению через музыку.

— В одном из ваших интервью вы так интересно начали рассказывать о фортепианном творчестве Мусоргского, в котором, по вашему ощущению, есть элементы и театра, и даже кино, в его время еще не существовавшего. Очень захотелось услышать продолжение. Не появлялось ли у вас мысли завести собственный блог?

— Вновь советую вам не пропустить момент, когда заработает наша интернет-группа «Композиторы XXI века». Сама же писать не очень люблю, да и времени нет. Лучше приходите осенью на мой московский концерт, где как раз буду играть «Картинки с выставки» Мусоргского, они лучше любых слов все скажут...

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5366
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4877
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...