Главная Культура 01:01 03 Июня 2009 2592
Александр Соколов: "Рок консерватории не грозит"
После четырех месяцев пребывания в статусе «и.о. ректора Московской консерватории» Александр Соколов избран руководителем главного музыкального вуза страны. На закрытом собрании делегатов за него проголосовали 176 из 233 человек. Накануне бывший министр к
Сергей Бирюков

- Какой вы нашли Московскую консерваторию, вернувшись в нее?

- Во-первых, я не уходил, а все происходящее в консерватории было наблюдаемо и переживаемо мной как профессором, заведующим кафедрой теории музыки, председателем диссертационного совета – я совмещал эти обязанности с работой министра. Во-вторых, и я сказал об этом на первом же заседании ученого совета, проведенном мною как и.о. ректора, -- мне очень приятно видеть активное продолжение того курса на созидание, который мы с единомышленниками наметили еще в начале 2000-х годов. В ту пору возникли принципиально новые структуры – Студия новой музыки, Факультет исторического и современного исполнительского искусства, Камерный хор, центр русской церковной музыки, компьютерный центр… Появился Попечительский совет, чего у нас отродясь не было. Все это дало возможность поднять работу консерватории на новый уровень. А задачи стоят очень серьезные. В частности, по освоению того обширного пространства, которое находится за задним фасадом Большого зала. Чтобы превратить практически весь квартал в консерваторский комплекс, где получили бы достойные условия жизни наш оперный театр, инструментальные мастерские, библиотека. Но для этого необходимо решить прежде всего непростые юридические, имущественные вопросы. Напомню, что в 1992 году консерватория потеряла очень важное для нее здание по Среднему Кисловскому переулку. Теперь его занимает фирма "Реновация". Это произошло при попустительстве Росимущества, которое призвано охранять государственные интересы, но на практике порой действует в совсем ином направлении. Речь – об одном из углов того большого квадрата, который должен составить будущий комплекс консерватории, и без него мы этот комплекс не создадим. Очень рассчитываем на помощь правительства Москвы, которое традиционно оказывает нам поддержку. Например, при содействии мэра Юрия Лужкова удалось отстоять корпус позади Рахманиновского зала, который мы теряли. Юрий Михайлович хоть и не обязан впрямую нас опекать, поскольку консерватория имеет федеральное, а не городское подчинение, тем не менее изыскал возможность расселить проживавшие там четыре семьи. В итоге мы получили ценнейшие площади, без которых у Рахманиновского зала никогда бы не было достойных артистических, у библиотеки – читального зала.

- У консерватории есть и такая болевая точка как знаменитый Большой зал. Во всемирно прославленном историческом помещении постоянно закрывают для публики то часть партера, то ложи амфитеатра, поскольку там опасно сидеть…

- Ну самые опасные места мы все-таки отремонтировали, так что не бойтесь, приходите на концерты. Многое сделано и другой – невидимой, но очень важной работы. Ведь когда на рубеже XIX – XX веков строился нынешний комплекс консерватории, никто не мог предположить, какие аншлаги будут в залах, какую тяжесть составит невероятно разросшаяся библиотека, расположенная по соседству с Малым залом. Теперь фундамент по всему периметру укреплен глубинными сваями, и здание стоит прочно.

- Часом не "СУИХолдинг" их загонял, который вот уже четвертый год ремонтирует Большой театр, но конца-края работе не видно?

- Нет, у нас свои, традиционные партнеры. Что касается ремонта Большого театра, то я ни как министр, ни тем более как ректор к нему прямого отношения не имел, поскольку генеральным заказчиком являлось Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким.

- В самом Большом зале есть еще один проблемный объект – знаменитый орган, давно требующий реконструкции.

- Да, инструмент ценнейший, это единственный в нашей стране орган знаменитой, ныне уже не существующей французской органостроительной фирмы "Кавайе-Коль". На парижской Всемирной выставке 1900 года этот инструмент стал сенсацией, получил Гран-при. И по сути за сто лет ни разу серьезно не реставрировался. Сегодня есть два варианта его реставрации – увезти за границу или оставить в Москве, пригласив компетентных специалистов. Я склоняюсь ко второму. Мэр Лужков уже пообещал нам ангар для хранения органа в разобранном виде, пока его будут реставрировать.

- Все музыкальные вузы мира активно обмениваются профессорами. Но такое впечатление, что Московская консерватория как-то в стороне. Трудно вспомнить, чтобы сюда приезжали на мастер-классы музыканты уровня Марты Аргерих или Ицхака Перлмана.

- Московская консерватория вовсе не в стороне: наших профессоров постоянно зовут на мастер-классы за рубеж. Но в чем вы правы – это должно быть улицей с двусторонним движением, а пока наши возможности приема зарубежных звезд сильно ограничены, хотя бы из-за нехватки средств на достойные гостиницы.

- В последнее время российские вузы пытаются приблизить к международным стандартам, к так называемой болонской системе, с ее разделением на ступени "бакалавр-магистр". Но в нашем музыкальном образовании давно выработались свои традиции, которые вряд ли стоит так уж ломать об колено. Ведь сами западные профессора (например, Бэлла Давидович из Джульярдской школы) признают, что уровень той же Московской консерватории неизмеримо выше, чем их вузов.

- Полностью с вами согласен. Занимаюсь этим вопросом лет 12. Есть масса новых вузов, особенно в провинции – вот там, пожалуйста, можно сколько угодно экспериментировать. Но не в Московской или Петербургской консерватории, и не в Гнесинской академии, являющихся частью уникальной отечественной системы музыкального воспитания – бесспорно, одной из лучших, если не лучшей в мире, о чем можно судить хотя бы по количеству наших выпускников – лауреатов международных конкурсов. К счастью, в вопросе сохранения специфики консерватории у нас существует полное понимание с нынешним министром культуры Александром Авдеевым и министром образования Андреем Фурсенко.

- А не пора ли сделать консерваторию более открытой к таким направлениям современной музыки, как, скажем, рок?

- Не думаю, что это перспектива ближайшего будущего. Хотя не вижу принципиальных препятствий для этого в других вузах – например, в той же Гнесинской академии. Там ведь есть эстрадный факультет, а у нас нет. Это не значит, что Московская консерватория относится к эстрадной музыке с презрением – просто так исторически сложилось, и вряд ли есть смысл эти традиции ломать.

-- Не могу не спросить – отчего убрали прежнего ректора Тиграна Алиханова?

- Я категорически против слова "убрали". Тигран Абрамович остался заведующим кафедрой, профессором нашего вуза, причем одним из самых уважаемых. Но ему уже 66 лет, а существуют нормативы возраста для руководящих работников, определенные законом.

- Вы как бывший министр наверняка унесли с собой какие-то тайные воспоминания о жизни в высших кругах власти – какими из них могли бы поделиться сейчас, уже год после того, как покинули министерские стены?

- Не считаю это своевременным. Возможно, когда-нибудь напишу мемуары, но это будет нескоро.

- Известны ваши разногласия с Михаилом Швыдким – скажем, по вопросу о реституции перемещенных художественных ценностей. Он был настроен «скорее отдавать», вы – наоборот, «скорее оставлять». Как складывались ваши отношения после ухода из министерства?

- Мы ни разу не виделись с тех пор.

- Помнится, пять лет назад в нашем интервью вы произнесли фразу: "Запрещаю дочери самостоятельно смотреть телевизор". Ее потом иронически смаковали многие журналисты – в смысле: вот какой у нас министр культуры ретроград…

- Не забывайте, что тогда моей младшей дочери было 6 лет, а сейчас ей 11. И конечно, уже никто ей ничего не запрещает. Но я заметил, что она сама не задерживается на тех программах, которые бы я ей тогда отключил, – например, известные каналы с садистскими мультфильмами. А вот музыку она слушает самую разную. Например, недавно мы были на концерте, посвященном юбилею Светланы Безродной, и там в числе прочих выступал рок-ансамбль. Алене очень понравилось, она заинтересовалась.

- У вас замечательное поместье в Тверской области, но в министерские годы вы туда практически не ездили.

- Поместье – громко сказано, это деревенская изба, куда в 1940-х годах переселился мой дед, писатель Соколов-Микитов, попавший под волну гонений, лишившийся в Москве жилья. На доме мемориальная доска, в нем практически все осталось, как при деде. Нет ни телевизора, ни телефона. Сейчас мне удается выезжать туда чаще, примерно раз в две недели. Конечно, хотелось бы сделать там культурный центр, поскольку сохранился огромный архив, потрясающая библиотека. Но это уже тема для другого разговора.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9371
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7069
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?