Тяжелые времена для Chrysler начались не вчера и не были вызваны глобальным экономическим кризисом. Одной из основных причин сложного положения компании стали успехи японского автопрома, который постепенно начал вытеснять американцев с родного рынка. Экономичность японских автомобилей стала главным критерием для американцев при покупке авто, когда бензин стал дорожать вслед за нефтью.
Азиатская угроза
"Один из факторов, повлиявших на положение компании, - высокая социальная нагрузка на компании в США, - рассказал "Труду" глава российского представительства Chrysler Джон Стек. - Американские автомобильные компании несут на себе бремя выплаты пенсий бывшим работникам, азиатские производители избавлены от этого". Другим фактором Стек считает стоимость бензина. "Американские покупатели привыкли ездить на больших автомобилях с сильным двигателем, которые расходуют много топлива, - говорит он. - Повышение цены на бензин поменяло приоритеты покупателей в США, а кризис еще больше усилил их бережливость. Американские автопроизводители оказались не готовы к этому".
По словам Елены Сахновой из "ВТБ-Капитал", американские автозаводы испытывали сложности с сокращением издержек: профсоюзы не давали снизить социальные затраты, которые очень велики.
Когда пришли азиатские производители, американские гиганты автопрома оказались не готовы к конкуренции с ними. В 2007 году Toyota впервые в истории вытеснила Ford со второго места по объему продаж в США, продав 2,62 млн. автомобилей. До этого она спихнула с пьедестала Chrysler. По итогам 2008 года Toyota впервые заняла верхнюю строчку мирового рейтинга автопроизводителей по объему продаж, потеснив General Motors. Chrysler в этом списке скатился с 9-го на 11-е место.
В январе 2009 года Chrysler продал в Штатах на 50% автомобилей меньше, чем годом ранее. Subaru и Hyundai удалось за тот же период увеличить продажи на американском рынке на 8% и 14% соответственно. В апреле падение продаж "легенды автопрома" в Европе и США стало крупнейшим среди остальных компаний отрасли - 54% и 48%.
"Доля социальных затрат (зарплата, другие социальные обязательства перед работниками) на один автомобиль в США достигала 1-2 тысяч долларов, - говорит управляющий директор инвестгруппы AG Capital Александр Агибалов. - Соответственно, высокие издержки не позволили им конкурировать с производителями из Азии. Последние обыгрывали их не только по себестоимости, но и по соотношению цена-качество".
Даже девятилетний "роман" с германским концерном Daimler не смог, как ожидалось, решить проблемы американского производителя. "Автомобильные альянсы очень редко оказываются удачными, - рассказывает Сахнова. - В данном случае компаниям не удалось привести к единому знаменателю свои разнонаправленные стратегии".
Не удалось решить проблемы Chrysler и фонду, купившему в итоге у Daimler американскую компанию. "Став, по сути, антикризисным управляющим, Cerberus Capital Management не справился со своими задачами", - считает эксперт. В борьбе за клиента компания 6 мая даже объявила о беспрецедентных скидках, достигающих 6 тысяч долларов за авто. Смертельным диагнозом для концерна стал финансовый отчет по итогам 2008 года. Chrysler показал 16,8 млрд. долларов чистого убытка.
Государственный капитализм
Президент США Барак Обама взял под личный контроль катившуюся в пропасть автомобильную отрасль страны. Был даже создан специальный совет по спасению автопрома. В декабре 2008 года государство выделило 17,4 млрд. долларов на спасение GM и Chrysler (Ford от денег отказался). 10 апреля 2009 года было объявлено о сделке по покупке правительством США около 17 тысяч отечественных автомобилей. "Я буду продолжать работать ради поддержки американской автомобильной промышленности в эти непростые времена", - заявил тогда Обама.
Chrysler представил властям план реструктуризации. Однако реализовать его так и не удалось: в конце апреля Минфин США заявил об окончательном отказе части кредиторов Chrysler одобрить антикризисный план. Грубое вмешательство американских властей в судьбу частной компании дало повод критикам обвинить Белый дом в нарушении принципов свободной экономики.
"Администрация (Обамы) неоднократно повторяла, что не имеет планов управлять Chrysler или диктовать ему бизнес-планы, - отмечала The Wall Street Journal. - Однако собственная роль в определении будущего частной компании трактовалась федеральным правительством очень широко, чего не наблюдалось в последние десятилетия".
По мнению Александра Агибалова, причина этого кроется в большой социальной значимости для американской экономики местного автопрома. "Одно рабочее место в отрасли дает около 10 рабочих мест в смежных отраслях, - утверждает эксперт. - Остановка автогигантов может привести к выходу на улицы огромных масс агрессивно настроенных граждан".
В этой ситуации, полагает Агибалов, не вызывает удивления тот факт, что 30 апреля Обама лично объявил о том, что Chrysler начал процедуру банкротства. Он же сообщил, что компанию может спасти альянс с Fiat.
Итальянцы в Америке
Стороны не скрывают, что банкротство поможет освободить активы от долгов и создать на их базе "новый" Chrysler, но уже вместе с Fiat. Согласно необязывающему стратегическому соглашению об альянсе, заключенному 20 января, итальянцы поэтапно получают 35% акций Chrysler. Эта доля будет оплачена либо наличными средствами, либо инвестициями в развитие партнера. Fiat может увеличить свою долю до контрольного пакета после возврата Chrysler долгов государству.
"Новый" Chrysler должен появиться в течение 30-60 дней после признания компании банкротом. Президент компании Том Ласорда подал в отставку 2 мая. Новым главой совета директоров стал бывший глава Duracell Роберт Киддер, новое имя компании - Chrysler Group LLC.
Несмотря на процедуру банкротства, суд в начале мая одобрил выделение компании кредита Казначейства США и Экспортного агентства Канады на 4,1 млрд. долларов, а также 400 млн. долларов для финансирования оперативной деятельности.
Наблюдатели уже рисуют радужное будущее новой компании. По прогнозу The Wall Street Journal, стать безубыточным "новый" Chrysler сможет в 2012 году, получив около 100 млн. долларов прибыли, в 2013 году прибыль может вырасти до 1,6 млрд. долларов, а к 2016-му - до 3 млрд. долларов.
Между тем, отмечает Александр Агибалов, Fiat может не справиться с проблемами автогиганта - точно так же, как и предыдущие два акционера: Cerberus и DaimlerChrysler.
Рабочие итальянских заводов Fiat грозят забастовкой
Информация о слиянии GM и Fiat вызвала бурное недовольство итальянских рабочих. Они считают, что из-за сделки 18 тысяч сотрудников заводов Fiat в Турине, Неаполе и других городах страны могут лишиться работы. Из-за забастовки уже дважды останавливалась работа заводов в Турине и Неаполе. Если руководство компании не даст рабочим гарантии, что сокращений не будет, профсоюз угрожает устроить всеобщую стачку. Она может начаться уже на следующей неделе.
Фокус "Труда"
Что получат уволенные из Chrysler
Chrysler Corporation выпускает автомобили марок Chrysler, Dodge, Plymouth, Jeep, а также грузовики, пикапы и комплектующие.
До кризиса на 22 заводах компании, расположенных в Северной Америке, работали около 30 000 человек, еще около 25 000 трудились в дилерских центрах по всему миру.
В начале этого года компания стала ощущать признаки будущего банкротства. Тогда с профсоюзом был подписан документ об отмене для работников рождественских бонусов, отмене компенсации расходов на покупку лекарств и стационарное лечение в больнице, а также о сокращении продолжительности отпуска и отдыха за свой счет.
Но это не помогло. После объявления о банкротстве и слиянии с Fiat компания планирует сократить 6500 человек. Правда, уволенные работники получат по 50 000 долларов за досрочный выход на пенсию. Это самая высокая компенсация из тех, что были выплачены увольняемым работникам американских автопроизводителей.
Положение дел
7,4 млрд. долларов - за эту сумму DaimlerChrysler продал компанию Chrysler фонду Cerberus в 2008 году
6,9 млрд. долларов составляет долг Chrysler
6000 долларов достигают скидки, которые предложил концерн на свои автомобили
60 дней - максимальный срок для завершения процедуры банкротства компании
55% может составить доля Fiat после выплаты долгов Chrysler
48% составило падение продаж "большой тройки" - Ford, GM и Chrysler - в апреле 2009 года
Источник: данные компании
История Фирмы
Компания, которая всегда удивляла
Chrysler называют "автомобильной компанией одного человека". Речь идет о ее основателе - Уолтере Перси Крайслере.
Он родился в 1875 году. Его отец работал инженером в железнодорожной компании. Уолтер пошел по его стопам. В 33 года он возглавил чикагское отделение Американских железных дорог - ALCO.
На одном из автосалонов 1908 года Крайслер увидел белый Locomobile и влюбился в автомобили навсегда. В 1910 году General Motors (GM) была на грани банкротства. Глава компании Джеймс Сторроу, экс-директор ALCO, предложил Крайслеру возглавить Buick. Уолтер согласился, несмотря на снижение зарплаты вдвое.
Ряд введенных им новшеств привел к росту продаж Buick до 200 авто в день (вместо 45). Доходы GM выросли в четыре раза - до 28 млн. долларов.
Крайслер проработал в GM с 1912 по 1919 год. Buick стал стержневой компанией в империи GM. Начав с годового оклада в 6 тыс. долларов, при уходе из компании он получил 10 млн. долларов акциями GM.
В 44 года Уолтер собрался уйти на покой, но ему предложили заняться спасением компаний Willys-Overland Motors и Maxwell Motors - их банкротство могло привести к краху всей американской экономики. Его оклад составил 1 млн. долларов в год. Уже через год Willys-Overland стал приносить прибыль. "Излечение" Maxwell Motors также прошло успешно. Глава Maxwell Motors предложил Крайслеру стать собственником его компании. Воплощение мечты о производстве собственных автомобилей стало реальностью.
Maxwell Motors реорганизовали в Chrysler Corporation. В 1924 году на Нью-Йоркском автосалоне был представлен Chrysler Six - первый автомобиль империи. Владелец сам принимал участие в разработке шестицилиндрового двигателя. Практичный и относительно дешевый, Six побил все рекорды: за первый год было продано более 30 тысяч штук.
Начался выпуск марок Plymouth и DeSoto, чуть позже приобрели Dodge. Уже очень скоро с конвейера сошел миллионный автомобиль, а капитализация Chrysler достигла 430 млн. долларов. В 1928 году Крайслер становится человеком года по версии журнала Time. Он заложил 77-этажный Крайслер-билдинг в Нью-Йорке - самое высокое здание в мире в то время. В 1935 году основатель Chrysler ушел на пенсию. Он поселился на ранчо в штате Вирджиния и написал автобиографическую книгу, назвав ее "Жизнь американского рабочего". Через пять лет Крайслер умер.
После Второй мировой компания купила 11 заводов в США. Чтобы вернуть себе лидерство, концерн разработал в начале 1950-х Imperial, ставший первым авто премиум-класса от Chrysler. В 1955 году выпущен Chrysler-300 - первый американский автомобиль с мощностью двигателя 300 л.с.
1960-1970-е в концерне называют эрой Plymouth и Dodge. Модель Dodge Dart, выпускавшаяся с 1960-го по 1976-й, покорила Америку и весь мир. В 1970-е компания понесла убытки, но концерн был спасен от банкротства моделью Plymouth Reliant, выпуск которой был начат в 1981 году. В 1980-е годы к Chrysler присоединились Lamborghini и AMC, выпускающая знаменитые машины Jeep. В 1984 году концерн совершил еще один переворот в сознании автолюбителей: в продажу поступил первый в истории минивэн Plymouth Voyager. За 20 лет в мире продано более 10 млн. минивэнов.
Интервью
Джон Стек: "Уходить из России не собираемся"
О том, как отразятся перемены в головной компании Chrysler на деятельности его российского подразделения "Крайслер Рус", "Труду" рассказал гендиректор представительства Джон Стек.
- Господин Стек, как повлияло банкротство головной компании на представительство концерна в России?
- Все, что мы делали раньше - доставка, продажа и обслуживание автомобилей, - продолжаем с успехом делать и сейчас. Кризис - это не время для паники. Это время, когда нужно максимально сконцентрироваться и работать.
- Однако продажи компании в нашей стране все же упали?
- Это так. В январе-апреле 2009 года мы продали лишь 481 автомобиль, что меньше показателя того же периода прошлого года на 83%. Однако в 2008 году мы показали лучший за все время работы в России результат - 8799 проданных автомобилей. Рост по сравнению с 2007 годом - 56%. Если бы не кризис, мы продали бы даже больше. Падение продаж в 2009 году было вызвано теми же факторами, которые повлияли на работу и других производителей. Это девальвация рубля, сделавшая цены на наши автомобили неконкурентоспособными, сложность получения кредитов и их дороговизна. Кроме того, на продажи повлияла общая неуверенность людей в завтрашнем дне, а также в том, что экономическое положение в будущем не ухудшится.
- Как вы оцениваете перспективы компании в России?
- Мы полагаем, что 2009 год будет, как и для всех компаний, тяжелым. Но в будущее мы смотрим с уверенностью и уходить из России не собираемся. Независимо от того, какие модели (Chrysler продает в России автомобили марок Chrysler, Jeep и Dodge. - "Труд") концерна мы будем продавать в России, обслуживание автомобилей прежних серий и поставка запчастей к ним продолжатся.
- Что вы думаете о перспективах слияния компаний Chrysler и Fiat?
- Этот альянс открывает большие возможности перед обеими компаниями: по расширению дилерской сети, использованию прогрессивных автомобильных платформ Fiat, сокращению затрат. Процедура добровольного банкротства, через которую мы сейчас проходим, позволит концерну оздоровиться, и на рынке появится новый крупный производитель автомобилей.