Выступая на церемонии открытия завода, премьер-министр сообщил, что "правительство будет и в дальнейшем поддерживать любые инвестиции, в первую очередь прямые и особенно связанные с высокими технологиями и инновациями". Он выразил уверенность в том, что "рынок России будет восстанавливаться, будут расти рынки и в Восточной Европе".
Владимир Путин сел за руль первого сошедшего с конвейера Nissan Teana и сделал круг почета.
Завод расположен в районе поселка Парголово Выборгского района, в 25 км от центра Санкт-Петербурга, и занимает площадь почти 170 га. Здесь планируется выпускать Nissan Teana и внедорожник X-Trail. Мощность предприятия составит около 50 тысяч автомобилей в год. Затраты на строительство превысили 5 млрд. рублей.
Аналитик Геннадий Суханов из ИК "Тройка Диалог" считает, что кризис не помешает планам Nissan. "Завод открывается вовремя, несмотря на экономическую ситуацию, - сказал он "Труду". - Учитывая выросшие пошлины на иностранные автомобили, компания экономит до 25%, производя машины в России". По его словам, Nissan может рассчитывать на то, что автомобили будут продаваться, поскольку спрос со временем восстановится.
"Завод начали строить в июле 2007 года, то есть до кризиса, и останавливать проект было бы дорого и нелогично", - уверен ведущий эксперт "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. На предприятии будут работать около 750 человек. В российском представительстве компании не смогли сказать, сколько будут получать работники завода. Однако, по мнению экспертов, зарплата будет средней для автозаводов Ленинградской области. "На Toyota рабочие получают в среднем 40 тысяч рублей, на Ford - 25-30 тысяч. Видимо, на заводе Nissan будут платить нечто среднее", - полагает Геннадий Суханов. Дмитрий Баранов также считает, что выплата более высоких зарплат, чем у конкурентов, была бы ошибкой.
По мнению экспертов, Nissan российской сборки будут стоить дешевле своих японских аналогов на 5-7%, максимум - на 15%. Дилеры, опрошенные "Трудом", считают, что цены упадут лишь на 5%. Завод Nissan стал четвертым в автомобильном кластере под Санкт-Петербургом. Ранее свои производства там открыли Ford, Toyota и GM.
Фокус "Труда"
Что ждет рабочих на заводе Nissan
В штат нового предприятия Nissan примут 750 человек. По оценке экспертов, средняя зарплата здесь составит 30-40 тысяч рублей. Учитывая высокую степень автоматизации и сложность оборудования, к потенциальным работникам будут предъявляться высокие требования. Наиболее востребованными могут стать инженеры, наладчики оборудования, ремонтные рабочие и слесари со значительным опытом работы.
Обстановка
Как живут другие производители авто в России
Ford
На заводе во Всеволожске работают 2200 человек. Средняя зарплата рабочего до недавнего времени составляла 27 тысяч рублей. С июня этого года завод перешел на четырехдневную рабочую неделю. Зарплаты сократились до 21,5 тысячи рублей.
Toyota
Средняя зарплата сотрудников завода в Шушарах (Ленинградская область) - около 20 тысяч рублей. Всего здесь работает около 800 человек. Сокращений персонала из-за кризиса пока не планируется.
Volkswagen
На заводе в Калуге работают около 1600 человек. Сокращения рабочей недели пока не ожидается. О сокращениях штата или зарплаты пока речь не идет - все будет зависеть от показателей продаж до конца года.
Renault
На заводе "Автофрамос", который выпускает автомобили Renault Logan, работает около 2500 человек. Logan является одной из популярных моделей в классе. Средняя зарплата работников - 18 тысяч рублей. Сокращений числа сотрудников из-за кризиса пока не планируется.