Как пояснили мне председатель подкомитета по газу Госдумы Валерий Язев и известный геолог Александр Наталенко, основной баланс добычи газа в России формируется за счет разработки двух принципиально различных по горно-геологическим и технологическим условиям групп месторождений - газовых и газоконденсатных. Эти различия отражаются и в условиях производственных издержек на добычу, подготовку и транспортировку "голубого топлива". Удельные затраты на освоение газоконденсатных месторождений вдвое-втрое превышают затраты на освоение так называемого сеноманского газа, залегающего на относительно небольших глубинах (до 1500 метров). А валанжинские, газоконденсантные залежи находятся на глубинах 3000-4500 метров. Добыть газ оттуда гораздо труднее и дороже.
В предлагаемом же правительственном проекте эти два вида газа уравниваются и облагаются налогом на добычу полезных ископаемых по единой схеме, что, конечно же, больно ударит не только по относительно небольшим газовым компаниям, но и по Газпрому. Валерий Язев считает, что предполагаемые шаги кабинета Михаила Касьянова ведут к снижению российского ВВП примерно на миллиард долларов.
Кроме того, с увеличением потребности отечественной экономики в "голубом топливе" и обязательствами перед европейскими странами Россия столкнется с существенным дефицитом газа. Недавно одобренная правительством энергетическая стратегия предполагает к 2010 году рост добычи газа до 685-715 миллиардов кубометров. Газпром вряд ли сможет дать больше 530 миллиардов кубов. Остальное, как задумано, ляжет на плечи независимых производителей, их в России насчитывается три десятка.
- Но в складывающейся ситуации мы можем оказаться, что называется, у разбитого корыта, - сказал мне вице-президент по финансам и экономике компании Нортгаз Вячеслав Сотников. - Возможно, правительство преследовало благую цель: чтобы понизить налоговую нагрузку для обрабатывающей промышленности, решило поднять налоги на сырьевой сектор. Но это ведь - как Тришкин кафтан. Тот же Газпром при новых налоговых ставках будет вынужден платить дополнительно в бюджет около миллиарда долларов, что неподъемно даже для этого гиганта. Что уж говорить о нас, кто работает в исключительно сложных горно-геологических условиях, добывает "тяжелый" газ с больших глубин? Независимые производители, не имеющие доступа к экспорту и разрабатывающие затратные газоконденсатные месторождения, в этих условиях будут снижать рентабельность производства, а то и останавливать эксплуатацию месторождений. Нельзя всех стричь под одну гребенку...
Об этом же говорили журналистам губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (там добывается почти 90 процентов российского газа) Юрий Неелов и депутат Госдумы Наталья Комарова. Планируемые на федеральном уровне изменения налогового и бюджетного законодательств могут вызвать социальное напряжение на Ямале, бюджет которого понесет крупные потери.
Похоже, некоторые высокопоставленные правительственные чиновники не слышат или не хотят слышать призывов президента Владимира Путина постепенно снижать налоговую нагрузку на экономику страны, что позволит более интенсивно и гармонично развиваться всем ее отраслям. Топливно-энергетический комплекс, в том числе и газовую промышленность как одну из основных опор экономики опасно превращать в некоего финансового заложника и вечную "палочку-выручалочку" - это неизбежно приведет в тупик.