
Каждый день мы слышим предупреждения о телефонных мошенниках. Нас призывают игнорировать незнакомые номера, а если уж сняли трубку — не верить никому: ни банковским служащим, ни прочим «доброжелателям». Не удивительно ли, что на этом фоне Первый канал своими героями сделал пранкеров Вована и Лексуса?
Понятие «пранк» (от англ. prank — «проказа», «шалость», «шутка») можно определить как телефонное хулиганство. При существующих законах оно практически ненаказуемо. К тому же его всегда можно назвать розыгрышем, и что тогда в нем будет плохого? Поприкалываться друг над другом — милое дело. Вот на той же «первой кнопке» выходило шоу, так и называвшееся — «Розыгрыш». Его команда ставила известных людей в неожиданные ситуации — иногда смешные, иногда жестокие. И результаты оказывались разными. Кто-то сразу раскалывал шутников, кто-то «велся» до финала. Иногда дело кончалось скандалом. Одна известная актриса, попавшая якобы под «облаву ФСБ», перенесла настоящий шок и потом целый год восстанавливала психику. Смешно, не правда ли?
Пранк возник на заре телефонной связи и ныне представляет собой целое явление с большим набором «жанров». Пионером пранкерства в нашем отечестве считают большого шутника, а по совместительству композитора Никиту Богословского. Так, однажды наткнувшись в справочнике на редкое имя — Ангел Ангелович, он позвонил по указанному номеру и попросил позвать... Черта Чертовича, за что — к великой радости присутствующих — и был послан в известном направлении...
Наши сегодняшние герои Вован и Лексус (Владимир Краснов и Алексей Столяров) — люди молодые, им нет и сорока, у обоих за плечами школа юриспруденции и опыт журналистики. Как и многие их телефонные «коллеги», начинали они с «развода» известных представителей шоу-бизнеса, но потом переключились на персонажей из других сфер. Среди собеседников ВиЛ появились имена высокопоставленных политиков, функционеров, руководителей — всех не перечислить.
Появившись на НТВ в шоу «Звонок...», они уже могли, например, представившись Горбачевым и имитируя речь Михаила Сергеевича, вызвать на откровения бывших президентов Украины Леонида Кравчука и Виктора Ющенко, дабы выяснить, как те относятся к событиям в Донбассе. Так рождались сенсации. Правда, проект выходил редко и в сетке продержался недолго.
В качестве яркого примера деятельности ВиЛ можно вспомнить следующее. В 2015-м стороннику однополой любви Элтону Джону «повезло»: его номер набрал якобы российский президент, захотевший обсудить с ним права гомосексуалистов в РФ. Вован был «Владимиром Владимировичем», а Лексус — переводчиком. Когда обман раскрылся, настоящий Путин связался с певцом и извинился за выходку «безобидных ребят». А тех мало того что никак не наказали за самозванство, но даже пригласили похвастаться своими подвигами в «Вечернем Урганте».
Эпизод тот породил устойчивый слух, что парочка работает под прикрытием наших спецслужб или вообще является их агентами. Тогда по крайней мере можно объяснить, откуда у шутников личные телефоны столь высокопоставленных собеседников (именно этот вопрос часто возникает у обывателей). Они, обыватели, может, тоже хотели бы задать несколько вопросов генсеку НАТО или главе ООН, где же достать номер попрямее?
Да и вообще в подлинность всех разговоров ВиЛ верят далеко не все. Одни скептики полагают, что в реальности парочка «раскалывала» лишь попсу, представители которой готовы открыть душу кому угодно, лишь бы срубить немного хайпа. А откровения мировых лидеров — либо ловко состряпанная комбинация из их фраз, вырванных из контекста, либо вообще постановка. Их-то, дескать, и обсуждают эксперты в студии Первого канала. А что? С самим-то диалогом те знакомятся по записи, сделанной заранее.
И действительно, если дотошно изучать каждую беседу, чуть ли не во всех можно найти подозрительные моменты, вызывающие сомнения в подлинности. То с языком, на котором ведется диалог, возникают непонятки. То слишком безбашенными кажутся слова собеседника, известного умением держать язык за зубами. Но в целом ВиЛ не откажешь в выдумке, артистизме и доскональном знании обсуждаемых тем.
Впрочем, их номера — не просто розыгрыши, как в вышеупомянутой передаче, где все делалось на потеху зрителям. Чем дальше, тем больше выбор «жертв» ложится в русло общей телепропаганды. У той одна из основных целей — выявлять и разоблачать врагов государства, как явных, так и латентных («пятая колонна»). Будучи умными ребятами, Вован и Лексус не выносят вердиктов, а как бы остаются над схваткой. Подобно следователям, они только добывают доказательства и предоставляют их судьям из «Вечеров с Соловьевым», «Кукол наследника Тутти» и «Места встречи».
Нельзя не обратить внимания, что несколько последних выпусков пранкеры выводили на чистую воду релокантов из числа так называемой интеллигенции. А это сегодня абсолютно в тренде.
ВиЛ подчеркивают, что их деятельность не имеет ничего общего с телефонным хулиганством. У них даже есть свой кодекс чести. Но факт остается фактом: они подливают керосин в костер тотальной ненависти и презрения чуть ли не ко всему миру, разжигаемый нашими эфирными идеологами.