
К отмечаемому в эти дни 180-летию Петра Ильича Чайковского Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан выпустил комплект из 10 компакт-дисков с записью всех симфоний и инструментальных концертов композитора. Строго и даже академично, в соответствии с классом исполнения, оформленный бокс-сет «Чайковский-2020» должен был появиться на физическом носителе в продаже 1 мая, но из-за карантина это произойдет чуть позже, а сейчас издатели – всемирно известная фирма Sony Classical – решили выложить все 11 часов музыки на главные интернет-площадки: Apple Music, Google Play, Spotify, Deezer, Yandex Music, YouTube Music и ВКонтакте + BOOM.
В том, что один из ведущих лейблов мира заказал запись крупного цикла партитур главного русского симфониста именно Госоркестру Татарстана, нет ничего удивительного. Этот коллектив, более полувека назад основанный выдающимся дирижером, народным артистом СССР Натаном Рахлиным, за последние 10 лет совершил мощный рывок и вошел в мировую симфоническую элиту, свидетельством чего служат регулярные выступления на лучших площадках Европы, Америки и Азии, трансляции по главным международным музыкальным каналам Mezzo и Medici. Этот новый этап в жизни коллектива связан с приглашением сюда в качестве художественного руководителя и главного дирижера одного из самых авторитетных отечественных маэстро – Александра Сладковского. И, конечно, тем, что деятельность оркестра неизменно поддерживается руководством Татарстана, прежде всего его президентом Рустамом Миннихановым. Хороший пример для других регионов страны…
Коллективу не привыкать к подобным крупным работам. Так, фирма «Мелодия» в пору 110-летия Шостаковича, имея самый большой выбор возможностей, предпочла именно ГСО РТ для записи и выпуска всех симфоний и инструментальных концертов композитора (2017). Есть в дискографии оркестра и антология музыки татарских авторов (2012), вышедшая на Sony Music и Red Seal.
– Нынешний заказ не застал нас врасплох – рассказывает Александр Сладковский. – Понятно, что Чайковский – одна из основ нашего репертуара, особенно крупный цикл его мы исполнили в сезоне 2013-2014. Но всякое возвращение к музыке Петра Ильича – счастье. Тем более когда происходит столь глубокое погружение, ты проживаешь целую композиторскую жизнь от первых певучих фраз симфонии «Зимние грезы» через бури и страсти «Манфреда», Четвертой и Пятой симфоний до финального, уходящего в тишину пиццикато Шестой. Вместе с тем хочу сказать, что далек от восприятия музыки Чайковского как пессимистической. Наоборот – градус ее ощущения мною скорее завышен, экзальтирован. Слышу в ней прежде всего мощь и жажду жизни. Несмотря на беспрецедентный трагизм некоторых его партитур, в наших интерпретациях, мне кажется, главенствуют свет и любовь.
Особой заботой дирижера стало приглашение солистов для записи инструментальных концертов. Впрочем, и тут сложностей не возникло: лучшие музыканты охотно откликнулись на приглашение.
– Мне хотелось, чтобы были представлены разные поколения наших исполнителей, – продолжил Сладковский. – Так, в Первом концерте концерт выступил 17-летний на тот момент Александр Малофеев, одна из самых стремительно восходящих звезд пианизма. Второй взял на себя мастер, уже более 30 лет составляющий славу российской и конкретно московской фортепианной школы – Борис Березовский. Петербургские традиции представил Максим Могилевский в Третьем концерте. Среднее поколение – это виолончелист Борис Андрианов (Вариации на тему рококо). Павел Милюков (Скрипичный концерт) и Мирослав Култышев (Фантазия для фортепиано с оркестром) – молодая, но уже широко известная в мире формация. Запись осуществили прошлым летом в Казани, в Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева – на главной «классической» музыкальной площадке татарской столицы, служащей оркестру базой. Звукорежиссером выступил один из ведущих российских специалистов Павел Лавриненков. Уложились в две июльские недели (для сравнения – Шостаковича записывали месяц). То есть – по партитуре в день. Только на пятичастную Третью симфонию (во всех остальных симфониях по четыре части) понадобилось два дня.
– Описывать интерпретации мне кажется довольно бессмысленным, особенно если музыка становится общедоступной, – замечает Сладковский. Согласившись с ним, замечу только, что записи, при почти математической их выверенности, звучат живым воздухом одного из самых известных залов России, ты буквально слышишь дыхание флейт и фаготов в том самом начале Первой симфонии, тебя завораживают фантастические звуки Скерцо из Четвертой симфонии, вжимают в кресло тромбоны из кульминации первой части Шестой. Поражаешься бесконечному спектру фортепианного звука от «ночной» призрачности второй части Первого концерта до упругой мощи в его финале и холодноватой «ударности» в позднем Третьем. Радуешься изяществу виолончельных орнаментов в «Рококо» и удивительной «контрабасовой» плотности сольного тембра в Скрипичном концерте. А игра концертмейстеров оркестровых групп, например, во Втором концерте, где они почти такие же важные солисты, как сам пианист… Право, захотелось услышать их ансамбль отдельно – кстати, лучшие оркестры мира регулярно устраивают камерные концерты своих музыкантов; думаю, это направление перспективно и для казанского коллектива.
Выскажу только одно сожаление – в нынешнее собрание не вошла бОльшая часть программной, сюжетной музыки Петра Ильича, его увертюры, фантазии, сюиты. Впрочем, объем издания тогда вырос бы минимум вдвое, соответственно удорожив его – а проект, подчеркну, сугубо не коммерческий.
Но никто же не исключает продолжения. Тем временем впереди уже брезжат новые работы – в 2021 году Сладковский хочет записать с казанцами все симфонии Бетховена. На подходе и циклы из симфоний Малера, Брукнера…
Во время звонка в Казань корреспондент «Труда», естественно, поинтересовался – как сейчас живет коллектив. – Госоркестр Татарстана стал, по-моему, первым из крупных артистических формирований республики, отправленных на домашнюю самоизоляцию, – ответил Сладковский. – Я распорядился об этом еще 13 марта. Задача сохранения здоровья и благополучия музыкантов приоритетна. Зарплата им полностью сохранена. А в июле рассчитываем вновь собраться, чтобы записать симфоническое творчество Рахманинова.