Называется этот фильм «Здоровый человек». Поставил его по своему сценарию Петр Тодоровский, внук знаменитого режиссера, сценариста, оператора, композитора Петра Ефимовича Тодоровского и сын теперь уже не менее знаменитого Валерия Тодоровского. Да и бабушки у Петра знатные: продюсер, режиссер Мира Тодоровская и писательница, сценаристка Виктория Токарева. Такая родословная обязывает, и, похоже, природа не стала отдыхать на отпрыске прославленной династии.
Окончив журфак МГУ, Петр Тодоровский поработал на MTV, СТС и канале «Россия». В кино к 36 годам попробовал себя в разных ипостасях: продюсировал сериалы «Ладога» и «Садовое кольцо», писал сценарий для телевизионной экранизации «Обители», поставил успешную романтическую комедию «Лавстори» с Александром Петровым и удачный сериал «Полет», премированный на фестивале в Чехии. «Здоровый человек», признанный лучшим фильмом в конкурсе «Русские премьеры» Московского кинофестиваля, завоевавший Гран-при на МКФ «Листопад» в Минске и получивший недавно трех «Золотых орлов», — новый и очень важный шаг в его творчестве. И в современном российском кино.
«Здоровый человек» рассказывает историю Егора Тихонова — популярного телеведущего на «Матч ТВ», который однажды спасает неизвестную ему девушку от бытового насилия. Об этом благородном поступке рассказывают газеты, Егора, отделавшегося легкими ссадинами, чествуют в коллективе как героя. Тем не менее девушка вскоре погибает при схожих обстоятельствах. Эта обыденная смерть, не замеченная СМИ, буквально переворачивает сознание нашего героя.
У него к середине жизни вроде все есть: красавица жена, подрастающая дочь, квартира в центре Москвы, машина, дача, уважение коллег. Но чего-то главного в жизни, как ему кажется, не хватает. И он, известный и успешный, которого раньше, по сути, ничего не интересовало, кроме любимого хоккея, модных диет и пятничных выпивок с друзьями, решает посвятить свою жизнь: нет, не спасению человечества, а адресной помощи конкретным людям.
Егор записывается в поисковый отряд «Лиза Алерт» и даже находит, пусть и случайно, при трагикомических обстоятельствах, потерявшегося ребенка. А затем взваливает на себя хлопотные обязанности волонтера в клинике для онкобольных детей. Поет и пританцовывает в больничной палате в костюме чебурека, снимает с ребятами телепередачу о хоккее, устраивает смертельно больному подростку Алексею (поразительная, разрывающая сердце работа молодого актера Олега Чугунова) свидание по интернету с нравящейся тому девушкой. Кажется, Егор наконец нашел себя: занимается благородной, достойной уважения миссией. Но при этом его профессиональная жизнь, а заодно и семейная, начинает трещать по швам. За опоздание на передачу из-за волонтерских дел Егора снимают с эфира, материальное благополучие рушится. Былые восторги коллег и восхищение жены сменяются нескрываемой иронией. Да и сам он не чувствует необходимой душевной гармонии, то переставая помогать детям и обзывая себя слабаком, лицемером, то покаянно возвращаясь к своим обездоленным, но стойким, жизнелюбивым подопечным.
Почему так происходит? И кто виноват в этой затянувшейся душевной смуте? Сам ли Егор, изначально не рассчитавший свои душевные, эмоциональные, да и физические силы, которые отнимает частое общение с больными детьми? А может, им движет вовсе не альтруизм, не любовь к ближнему, в чем его со временем начинает подозревать жена (Ирина Старшенбаум), а желание заполнить пустоту в своей душе? Может, ему ничего в жизни неинтересно — ни профессия, ни семья, ни появившаяся на горизонте новая пассия (Дарья Балабанова), ни увлечение волонтерством, которое пройдет, как проходит у иных интерес, скажем, к филателии.
А может, права случайная гостья на пьяной вечеринке, походя называющая Егора душевно нездоровым человеком? Мол, нормальные, здоровые люди думают в первую очередь о своем личном благе и не приносят в жертву показному благородству семейное благополучие. Но нет, начальник и друг нашего героя Борис (Евгений Ткачук), будучи, по его собственному признанию, обывателем и жлобом, считает Егора искренним, высокодуховным человеком, этаким большим ребенком. Он втайне завидует Егору и даже пробует повторить его подвиг, защищая у метро мигранта. Но ничего, кроме потерянного зуба (очень смешная сцена), у него из этой затеи не выходит.
А может, в душевных метаниях и страданиях героя, по ходу фильма тонко переданных Никитой Ефремовым, виноват не он и не его во многом равнодушно-сытое окружение? Может, виновата сама неустроенная российская действительность, которая в постоянном режиме подбрасывает большинству своих сограждан столько проблем и забот, что на всех больных и страждущих никакого волонтерского энтузиазма попросту не хватает?
Сила и достоинство фильма как раз в том и состоят, что в нем нет готовых ответов. Он приглашает думающих зрителей к диалогу, к соразмышлению. Лично меня этот фильм, точный по постановке «проклятых» вопросов, которыми болеет наша интеллигенция, заставил вспомнить чеховское творчество. И вот эту дорогую для писателя мысль: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Об этом, кажется, и снят «Здоровый человек».
У поляков для фильмов такого рода было найдено точное определение: «кино морального беспокойства». Мастерами этого жанра были Вайда, Занусси, Кеслевский, Агнешка Холланд. Эту традицию на отечественном материале по-своему развивали Марлен Хуциев, Вадим Абдрашитов, Илья Авербах, Динара Асанова. В нынешние непростые времена ее подхватили Андрей Звягинцев, Наталья Мещанинова, Борис Хлебников...
Возможно, я завышаю оценку, но теперь для меня в этом ряду и имя Петра Тодоровского.