И сегодня, накануне 125-летия Московского общедоступного художественного театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко, две его «половинки» в Камергерском переулке и на Тверском бульваре, обособившиеся в 1987 году, по-прежнему живут раздельной жизнью и праздновать юбилей вместе не собираются. Ну прямо как Монтекки и Капулетти...
После того как Минкультуры отстранило Эдуарда Боякова от должности директора и худ-рука МХАТа имени Горького (не сумел искушенный деятель поладить с примой Татьяной Дорониной), трон занял Владимир Кехман. Отдадим должное пробивным способностям Владимира Абрамовича — ему удалось найти инвесторов и превратить мрачноватое темно-кирпичное здание советской архитектуры в зеркальный дворец. Но вот что до творчества... Увы, долгожданный первый блин оказался комом. Бедный по выразительным средствам спектакль «Нежданно-негаданно» по рассказу Валентина Распутина потерялся на фоне роскоши имперского интерьера.
Ну а что же 89-летняя Татьяна Доронина, чье триумфальное возвращение на сцену обещал нам Кехман? Великая актриса не в том возрасте, чтобы бежать впереди паровоза. Дай Бог ей силы провести творческий вечер, да еще худо-бедно собрать премьерный спектакль «Борис Годунов» 27 октября.
Тем временем худрук МХТ имени Чехова Константин Хабенский заявил, что совместное празднование юбилея невозможно, поскольку у него своих планов громадье. Ведь Художественный теперь — покровитель чуть ли не всех искусств разом. Отныне в Международный день театра 27 марта будет вручаться премия МХТ молодым (до 35 лет) талантам. Конкурсная программа охватит восемь номинаций: балет, опера, литература, кино, драмтеатр, современное искусство, классическое музыкальное исполнительство, современная академическая музыка.
В последнее время в МХТ действительно наблюдается большой интерес к синтетическим музыкально-литературным спектаклям, полноправным участником которых стал оркестр Юрия Башмета «Солисты Москвы». Таковы, к примеру, «Истории любви», куда вошли семь сюжетов от Чехова, Горького, Бунина, Булгакова, Вампилова, Куприна — и столько же классических симфонических пьес. Оно, конечно, красиво, креативно и, между прочим, выгодно: не надо декорации строить. Тем не менее Хабенскому пришлось крепко подумать, из каких спектаклей формировать новый репертуар так, чтобы не перечеркнуть старых традиций.
Уже в марте состоится премьера чеховского «Дяди Вани» в постановке Дениса Азарова, за ним последует лермонтовский «Маскарад» в новой трактовке Петра Шерешевского. Николай Скорик предложил вспомнить о забытой пьесе Владимира Немировича-Данченко «Цена жизни», Андрей Стадников сочинит представление «Занавес» на основе интервью с мхатовскими актрисами. Любимого прежде в этих стенах режиссера Константина Богомолова почему-то в нынешнем списке реформаторов нет. Зато 26 октября состоится знаковая премьера «Юбилей юбилеев» о взаимоотношениях строителей Общедоступного художественного театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
Хабенский, заинтересованный в притоке свежих сил, пригласил в труппу 11 выпускников Школы-студии МХАТ. А недавно на исторической сцене состоялся благотворительный мюзикл «Поколение Маугли», где заняты аж 120 новичков. В год 125-летия театр собирается продемонстрировать и юную мобильность, отправляясь на гастроли в Санкт-Петербург, Красноярск, Пермь, Петрозаводск, Казань, Саратов. Но самое интересное ожидает мхатовцев на Байконуре, куда они отвезут статуэтку учрежденной премии — уменьшенную копию знаменитого горельефа «Пловец» Анны Голубкиной с фасада МХТ. Оттуда этот символ вечно стремящегося к новым берегам русского искусства отправится вместе с космонавтами на орбиту, символизируя планетарное значение Художественного театра.