Именно здесь, в подмосковных Подлипках, более полувека назад под руководством Сергея Павловича Королева в обстановке строжайшей секретности создавались и первая межконтинентальная баллистическая ракета, и первый в истории искусственный спутник Земли, и первый пилотируемый корабль, на котором Юрий Гагарин триумфально облетел нашу планету. Отсюда начиналась дорога в космос...
Сегодня ракетно-космическая корпорация (РКК) - открытое акционерное общество. Оно носит, как и город, имя академика Королева. Через пару месяцев, в мае, самое позднее в июне, состоится общее годовое собрание акционеров, на котором может быть принято важнейшее для корпорации кадровое решение - об отставке нынешнего президента "Энергии" Николая Николаевича Севастьянова. По этому поводу и кипят сегодня скрытые от посторонних глаз нешуточные страсти.
Чтобы понять суть конфликта, начну с небольшого экскурса в прошлое. В советские времена предприятием руководили такие известные в космонавтике личности, как академики Королев, Мишин, Глушко. После смерти Валентина Петровича Глушко в 1989-м пост генерального конструктора занял Юрий Павлович Семенов. Он многое сделал для "Энергии", но когда ему перевалило за 69, встал естественный вопрос о преемнике. И тут разразился громкий скандал. Семенов "отдавать" корпорацию категорически не хотел.
Роскосмос же упорно настаивал на своем и предложил кандидатуру Н. Севастьянова, тогда гендиректора малоизвестной компании "Газком", обслуживающей средства космической связи "Газпрома". После этого начались горячие публичные битвы между "Энергией" и Федеральным космическим агентством. На сайте РКК в преддверии собрания было опубликовано даже открытое письмо в защиту Семенова, подписанное его подчиненными - 18 руководящими работниками корпорации. В сражение втягивались все новые силы. С призывом оставить 70-летнего академика на его посту выступили и некоторые космонавты, и депутаты...
Несмотря на это, Роскосмос весной 2005-го без особого труда одержал кадровую победу, хотя государству принадлежит лишь 38,22 процента акций корпорации. Однако при голосовании к Роскосмосу присоединился ряд других акционеров. И большинством голосов вместо Семенова был утвержден Севастьянов. Уже тогда многие авторитетные специалисты, которым я доверяю, говорили, что новое назначение - серьезная ошибка. Прошло не очень много времени, и в этом убедился сам же руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, так горячо отстаивавший кандидатуру Севастьянова.
Новый президент корпорации начал выступать со сногсшибательными, сенсационными проектами типа добычи гелия на Луне или отправки на кораблях "Союз" туристов в облет ночного светила, что вызывало оторопь у серьезных ученых. "Труд" в 2005-м и начале 2006-го не раз публиковал остро критические материалы по этому поводу ("Космическая пустышка?", "Лунные грезы", "Зачем нам Луна?", "Театр Луны"...) Позже и Роскосмос вынужден был дезавуировать громкие заявления космического ньюсмейкера. Вот одно из последних опровержений Федерального агентства, вывешенное на сайте под красноречивым заголовком "По поводу "приступов лунатизма": "В Роскосмосе с сожалением восприняли риторику, поднятую в ряде СМИ президентом, генеральным конструктором корпорации "Энергия" Н.Н. Севастьяновым по поводу якобы сформированной программы полетов на Луну в самое ближайшее время. Огорчительно, когда не апробированные технические идеи... выдаются за определенный руководством страны курс в национальной космической политике".
Но дело не только в странностях риторики руководителя "Энергии". Самое главное все же - как работает корпорация. Недавно Николай Николаевич радостно сообщил, что по итогам 2006 года прибыль составила около 500 миллионов рублей. Если так, то можно гордиться тем, что убыточное предприятие впервые за многие годы стало прибыльным. Однако два надежных источника, знающих реальное положение дел в "Энергии", дали мне совсем другую информацию. По их мнению, ситуация на предприятии вызывает серьезную тревогу. "Надеюсь, - говорил один из моих собеседников, - правительство все-таки сумеет получить не "лакировку", а полные и достоверные данные..."
Не знаю, так ли обстоят дела в действительности, но если цифры, которые мне показали, верны, то впору не победный туш играть, а экстренно искать выход из нынешних неординарных трудностей... По этой причине или другой, но 30 января миноритарным акционером - группой компаний "КАСКОЛ", у которой свыше 10 процентов акций "Энергии", было внесено в совет директоров корпорации радикальное предложение - о включении в повестку дня предстоящего годового собрания двух вопросов. Первый: о досрочном прекращении полномочий Н.Н. Севастьянова. Второй: об избрании новым президентом "Энергии" Ю.Н. Коптева, бывшего руководителя Росавиакосмоса. 5 февраля 2007-го совет директоров поддержал оба пункта. Теперь, стало быть, война из подковерной стадии перейдет в открытую схватку.
Но пока в Роскосмосе отказались комментировать решение совета директоров. Неизвестен мне и более важный момент: какого все-таки кандидата - Севастьянова, Коптева или кого-то еще - будут поддерживать администрация президента и правительство. А тем временем из города Королева приходят интересные подробности. По слухам, нынешний руководитель "Энергии" собирается воевать, без боя не сдаваться, как бы повторяя тернистый путь, избранный два года назад академиком Семеновым. Ведь, в конце концов, у государства всего 38,22 процента акций. Если бы удалось привлечь на свою сторону других акционеров...
Мне рассказали (проверить, к сожалению, это не удалось), будто руководящие работники "Энергии" уже написали письмо президенту страны в защиту Севастьянова. Если так, тогда интересно, нет ли среди них тех, кто два года назад с таким же энтузиазмом подписывал документ в защиту Семенова? Впрочем, все у нас повторяется... В любом случае, думаю, скоро мы станем свидетелями боев не местного значения.
Прощаясь, один из моих собеседников предупредил меня: "Не ввязывайтесь в эту историю. У руководителей "Энергии" есть возможности нанести удар, например, подсказать космонавтам или депутатам написать опровержение, вчинить иск, как-то еще прижать автора, газету..." Спасибо, конечно, за предупреждение, но я все-таки решил, что читатели "Труда" должны знать о происходящем на прославленном космическом предприятии.