Правительственные чиновники объясняют, что президент Воислав Коштуница отказался въехать после инаугурации в резиденцию и оставил ее Милошевичу вместе с лояльными ему телохранителями из спецотряда сербской полиции. По периметру виллу сторожит армия. Вопреки многочисленным слухам Милошевич не находится под домашним арестом, а круглосуточный надзор не означает для него никаких ограничений. В МВД говорят, что им приходится присматривать за Милошевичем, чтобы его не вздумали выкрасть авантюристы, так как американские власти назначили за его голову 5-миллионную награду и объявили об этом решении на сайте госдепартамента.
Главный обвинитель Международного трибунала по преступлениям в бывшей Югославии (МТЮБ) Карла дель Понте пообещала наказать югославские власти, если они и дальше будут отказываться от выдачи своего экс-президента. Раздраженная неуступчивостью югославского руководства, дель Понте не скрывает, что располагает широким набором средств давления на Белград. Она могла бы, к примеру, пожаловаться Совету Безопасности ООН, по решению которого был создан трибунал, и предложить ввести экономические санкции против СРЮ или совершить турне по столицам влиятельных европейских государств, чтобы убедить их лидеров урезать финансовую помощь строптивому югославскому президенту.
Как замечают в Белграде, западноевропейские страны без энтузиазма относятся к идее о новой изоляции Югославии, но решающее слово будет принадлежать не Европейскому сообществу, а американской администрации, располагающей реальными рычагами влияния на основных финансовых доноров Югославии.
Югославские министры, отвечающие за экономические вопросы, предупреждают своих коллег, что лишение 100-миллионного кредита стало бы прологом для широкомасштабного наступления американской администрации на президента Коштуницу. По уже известному сценарию министерство финансов США может обязать всех американских представителей в МВФ и других международных валютных организациях блокировать выделение финансовых средств Белграду. Именно это обстоятельство, вероятно, имел в виду Коштуница, когда говорил в Давосе: "Сотрудничество с трибуналом стало для нас вопросом жизни или смерти".
Готова ли новая демократическая власть платить высокую цену за отказ выдать бывшего лидера трибуналу? Министр юстиции в сформированном на днях правительстве Сербии Владан Батич откровенно заявил, что политическая карьера Милошевича в любом случае завершится на скамье подсудимых в Гааге. "Вопрос только в том, захочет ли он поехать туда завтра или немного попозже, и как он отправится в Гаагу - добровольно или новой власти придется выдавать его трибуналу".