За последние полгода стоимость нефти на мировом рынке упала почти втрое. При этом, например, в США соответственно упала и цена топлива. Если еще в июле за литр бензина на американских заправках платили не меньше доллара, то сегодня не больше 50 центов. В России же бензин, несмотря на нефтяной отлив, подешевел от силы на 1,5 рубля. И на это есть сразу несколько причин.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Пожалуй, самым важным фактором, влияющим на итоговую стоимость топлива, является то, как эта стоимость формируется. Все дело в том, что в Штатах цена бензина напрямую связана с котировками черного золота на биржах. То есть, как только нефть начинает дешеветь на биржах, то же самое происходит и с нефтепродуктами на реальном рынке. Дальше все зависит исключительно от расходов на транспортировку. Так, в Техасе, главном центре сырьевой торговли и добычи, за литр бензина дают 44 цента, а вот в Нью-Йорке или на западном побережье он стоит уже 55 центов.
В России определяющее значение имеет вовсе не цена нефти, а уровень налогообложения. Суммарно он составляет почти 60% стоимости топлива (в США около 18%): из них около 20% приходится на топливные акцизы, еще порядка 26% на прочие налоги, пошлины и сборы и 8% на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Причем последний остается неизменным независимо от того, насколько труднодоступным является месторождение. Разговоры о введении дифференциации НДПИ ведутся уже давно. Владимир Путин впервые предложил это еще три года назад, однако с тех пор налог так и остался неизменным.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Из-за этого в условиях стремительного удешевления черного золота разработка некоторых месторождений становится совершенно нерентабельной. Компании сокращают добычу, количество товаров на рынке уменьшается, а следовательно, и цены не могут существенно снижаться, даже несмотря на резкое падение нефтяных котировок на мировом рынке.
Впрочем, нефтяники при этом жалуются даже не на НДПИ, а на высокую экспортную пошлину, которая не позволяет им выгодно продавать сырье за рубеж. Это приводит к тому, что компании не могут инвестировать больше средств в разработку новых месторождений, позволяющих увеличивать объем предложения. По словам исполнительного директора ТНК-ВР Виктора Вексельберга, новая пошлина позволит нефтяникам лишь выживать, но не развивать крупные проекты. Как рассказал "Труду" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, из-за того, что правительство снизило пошлины меньше чем на 100 долларов за тонну (с 287,3 до 192,1 доллара), а не более существенно, как того хотели нефтяники, удешевление бензина пойдет меньшими темпами. "Это будет сдерживающим фактором при снижении цен. Они будут снижаться, но не так, как того хочет ФАС и прочие", - пояснил эксперт. С ним соглашается и президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. "Сегодня пошлины отстают коренным образом. Когда цена на нефть взлетела до рекордных показателей, стоимость бензина в России росла также медленно, как она сегодня падает при резком снижении нефтяных котировок. Никогда резких падений у нас не было", - отметил специалист.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ. КАЧЕСТВО
Впрочем, стоит отметить, что если бы нефтяники озаботились не запуском новых месторождений, а увеличением глубины переработки, то проблем было бы куда меньше, а цена на бензин была бы много ниже нынешней. Безусловно, для получения краткосрочной прибыли гораздо эффективнее быстро накачать при помощи построенного еще в 60-70-е годы оборудования нефти и продать ее за рубеж. Развитие же перерабатывающих мощностей потребует времени и серьезных затрат, на которые привыкшие зарабатывать много и быстро корпорации, конечно, идти не хотят.
Однако в итоге страдают, как всегда, потребители, поскольку значительную часть нефтепродуктов приходится закупать за рубежом, где переработка сырья идет более активно. Для сравнения: из тонны нефти на западе получают до 95% светлых нефтепродуктов, в России же - не больше 45%. Неизбежно сказывается это и на цене товара.
Все эти факторы: и налоговая нагрузка, и износ нефтедобывающего оборудования, и нерентабельность добычи на многих месторождениях, и недостаточная глубина переработки сырья - не позволили бы стоимости бензина снижаться теми же темпами, что и в США, даже если экспортная пошлина опустилась бы до нуля.