Меж тем каких только памятных дат, связанных с ратными делами, у нас только нет... День военного связиста, например, День специалиста по радиоэлектронной борьбе и даже День сотрудников военкоматов. И никому из тех, кто десятилетиями учреждал эти многочисленные праздники, в честь которых можно поднимать тосты чуть ли не через день, не пришла в голову простая мысль. О том, что прежде чем изобретать что-то новое, нелишне оглянуться назад, на наши традиции, и постараться не предать забвению лучшие из них.
Новой памятной датой, по мнению экспертов, должно стать 9 декабря. В 1769 году в этот день (26 ноября по старому стилю) Екатерина II учредила Императорский Военный орден Святого великомученика и победоносца Георгия. С тех пор он стал высшей военной наградой Российской империи, а День Святого Георгия - Днем георгиевских кавалеров. Так было до первой мировой войны. Когда война началась, для подъема патриотического духа народа 9 декабря решили отмечать шире - как День Героев.
И вроде можно только порадоваться за возвращение к российским истокам. Вот только праздники проходят, а жизнь течет своим чередом. Недавно, скажем, вернули россиянам почетное звание мать-героиня. Но стало ли хоть чуть-чуть легче растить своих чад тем героическим женщинам, у которых семеро по лавкам? И Герои, хотя они и наиболее обеспеченные среди ветеранов, тоже зачастую не могут реализовать свои права.
До сих пор, между прочим, они почти вчистую, не зная толком приемов и правил, проигрывают в той самой подковерной борьбе с чиновниками за сохранение своего статуса. Речь о пресловутом Законе "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", принятом в июле прошлого года. Еще чернила не высохли на стоящих под ним подписях, а многое уже надо было менять. Координационный совет Героев, поддержанный группой влиятельных депутатов, предлагал зафиксировать гарантии их участия в общественной жизни страны, и прежде всего в гражданском, патриотическом воспитании молодежи. В правительстве - молчок.
Сообщество Героев настаивало: пропишите четко и понятно, кто и в каком объеме обеспечивает их права на социальную защиту. Правительство не слышит и протаскивает через Думу свой законопроект, суть которого сводится к одному: кто хочет - берите деньги, кто хочет - льготы.
И началась чехарда, как и с монетизацией, по всей стране. Мало того, что наспех испеченный закон плохо стыкуется с другими законодательными актами, так его еще в разных министерствах и ведомствах, даже в Минобороны, принялись толковать по ряду позиций - кто во что горазд.
Нынешним летом летчики-космонавты, дважды Герои Советского Союза Борис Волынов и Владимир Шаталов решили поправить здоровье в санатории. В поликлинике отрезали: пока не принесете справку, что не получаете денежную компенсацию, бесплатных путевок не дадим. В отделении Пенсионного фонда их попросту отфутболили: таких, как вы, больше десяти миллионов, всех не обслужишь. Опять вернулись в поликлинику, там над уважаемыми людьми сжалились, но в санатории снова потребовали справку. Только чудом все удалось утрясти. И уж совсем дикий случай рассказывает Герой Советского Союза Григорий Евдокимов из Санкт-Петербурга:
- Контролер в троллейбусе, высокий молодой человек, попросил у меня документы. Проездной я забыл, показал удостоверение Героя Советского Союза. Тот заорал на весь салон: "Союза давно нет, а вы суете мне эту книжку". На ближайшей остановке взял меня за ворот куртки и вышвырнул под ноги входящим пассажирам. Где, скажите, в какой стране так могут издеваться даже просто над пожилыми и больными людьми?
Кстати, похожий случай не так давно произошел и с председателем Клуба Героев Москвы и Московской области генерал-полковником Николаем Антошкиным. В одном из провинциальных городов его тоже чуть не высадили из автобуса: у нас, мол, бесплатно ездят только местные Герои.
Правительство упорно отмахивалось от просьб Координационного совета подготовить изменения в закон. Убедить вице-премьера Александра Жукова, возглавляющего правительственную комиссию по законопроектной деятельности, сесть за стол переговоров удалось только через полтора года, да и то через суд. Но оказалось, что практически со всеми предложениями правительство согласно. Положительные отзывы пришли от всех восьми заинтересованных министерств и ведомств, кроме Минфина.
Да что мы все о Героях, которых на всю Россию менее тысячи? А если о сотнях тысяч ветеранов, честно отпахавших на благо своей страны всю жизнь, получающих мизерную пенсию, мечущихся сейчас по аптекам в поисках бесплатных лекарств и мечтающих как о высшем благе о путевке в санаторий по линии собеса?
ОТ НАРОДНОГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Ольга Константиновна Турченко - одна из негромких героев, на которых вся Россия держится. Проработала школьным учителем русского языка и литературы более пятидесяти лет. Вот ее монолог:
- Когда по округе своей иду, все головами кивают, здороваются. Кто-то сам был моим учеником, у кого-то внук или дочь у меня учились. Кого бы ни встречала из своих учеников, все одаривают улыбкой, добрыми словами...
Работая в школе, никогда не думала о маленькой зарплате - была увлечена работой. И, получив первую, советскую еще, пенсию в 132 рубля, была вполне довольна. Хватало и за свет, и за газ заплатить, и в гости к сыну на самолете слетать, накупив гостинцев. Сегодня? Получив свои 3200 рублей, треть сразу отдаю на оплату коммунальных услуг. На оставшиеся 2 тысячи пытаюсь продержаться месяц. Если бы не помощь сына, пришлось бы совсем туго. Вот вчера на рынок сходила - 300 рублей как и не было. А во что лекарства обходятся!
Да и не только думы про деньги тяготят душу. Часто вспоминаю военные и послевоенные годы. Жили, конечно, тяжело, но не было такой оглушительной пропасти между людьми. В квартале от моего дома сейчас выкорчевали прекрасный яблоневый сад и на глазах возвели особняки. Поселилось там местное начальство, "шишки". Отгородились от нас двойным забором, а между заборами метров пять вспаханной земли оставили. Как на границе! Говорят, санитарная зона. При таких взаимоотношениях властей и народа о каких Днях Героя можно говорить? Сплошное лицемерие!
Я на судьбу не в обиде. У меня четверо внуков и пятеро правнуков. Этим уже богата. Они меня любят. Вот это чувство не казенное..