В советское время всякому выезжающему за рубеж учиняли допрос с пристрастием. Товарищи из органов доходчиво разъясняли, куда не надо ходить, с кем не надо встречаться и что говорить, ежели проклятые буржуи донимают провокационными вопросами. После таких бесед люди просыпались в холодном поту, как кузнец из песни Высоцкого: «Сплю с женой, а мне не спится: «Дусь, а Дусь, может, я без заграницы обойдусь?»
Как видим, и сегодня есть желающие устроить еще один фильтр для выезжающих за кордон. Они почему-то не замечают, что развитый мир идет в прямо противоположном направлении. То есть открывает границы, отказывается от виз и вообще максимально упрощает процедуры при перемещении граждан между странами. Их почему-то не смущает, что нашим туристам и так хватает головной боли от общения с евробюрократами. Россияне по сей день вынуждены платить за визу по полной, заполнять кучу бумаг, записываться на собеседования и томиться в очереди, чтобы получить разрешение на въезд в соседнюю страну.
И почему, собственно, среди туристов насаждается идея коллективной ответственности? Да, попадаются буйные господа, время от времени устраивают за кордоном дебоши. Но 99% выезжающих за границу россиян – люди вменяемые и приличные. Почему они должны проходить унизительную процедуру? К слову, те немногие дебоширы, которые позорят Россию на весь мир, и дома ведут себя точно так же. Но тут им чаще всего все сходит с рук. В том числе потому, что у нас не принято привлекать к ответственности за распитие спиртных напитков возле метро, за мат в общественном месте или брошенный мимо урны окурок. Да что там окурок – за стрельбу на московских улицах виновные отделываются символическим наказанием. Если бы мы в своей стране добились того, чтобы все без исключения граждане следовали общепринятым нормами поведения, глядишь, никому бы не пришло в голову придумывать экзотические тесты.
Однако требовать исполнения закрепленных законами норм поведения неинтересно. Это для желающих пропиариться будет как бульон из-под яиц. За озвучивание подобных идей на бюджетные деньги рассчитывать не приходится, да еще и работать придется. Куда прибыльнее придумать экзамен, а за сдачу брать энную сумму прописью.
К счастью, инициатива ИЭО пока не нашла поддержки. Член Общественной палаты Максим Григорьев даже возмутился: «Любое тестирование, которое ограничивает права на свободное перемещение, – это нарушение Конституции». Однако МИД пока молчит. Думает?