ВЫБОРЫ В СЕРБИИ
В Сербии прошел первый тур выборов. По его итогам лидирует Воислав Коштуница, набравший более 31 процента голосов. На втором месте вице-премьер Миролюб Лабуш, ему симпатизируют 28 процентов избирателей. Маленькой сенсацией стало то, что лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель, которого поддерживает бывший президент Югославии Слободан Милошевич, получил гораздо больше голосов, чем прогнозировали наблюдатели, став третьим.
Во время предвыборной кампании ключевым вопросом стало положение в экономике страны. Миролюб Лабуш выступает за скорейшее проведение реформ, а Воислав Коштуница оппонирует ему. По его мнению, в случае быстрых реформ существует опасность "продажи" страны Западу.
Второй тур выборов, в ходе которого сторонники Шешеля, по всей видимости, поддержат Коштуницу, состоится 13 октября.
До начала весны следующего года прокуратуре трибунала предстоит привести доказательства вины Милошевича в преступлениях против человечности, совершенных во время войн в Хорватии и Боснии, а по боснийской части обвинений еще и в геноциде. Прокуратура настаивала на еще большем количестве, однако суд решил ограничиться этой цифрой.
Одним из первых свидетельствовать против Милошевича должен президент Хорватии Стипе Месич, который в начале 90-х годов был председательствующим коллегиального органа управления бывшей Югославии. Кстати, Милошевич припомнил Месичу сказанную тем фразу, которая гласила: "Я выполнил свою миссию - Югославии больше не существует". Между тем в самой Хорватии разрастается политический кризис в связи с отказом правительства выдать в Гаагу генерала Янко Бобетко, занимавшего во время войны должность начальника генерального штаба хорватской армии. Этот в прошлом самый высокопоставленный хорватский военный обвиняется в массовых убийствах сербского гражданского населения. Вероятно, на процессе выступит и бывший югославский президент, находившийся на этом посту еще до Слободана Милошевича, Зоран Лилич. Однако первым появится защищенный свидетель, имя которого не разглашается. Кроме того, бывшему югославскому лидеру предстоит ознакомиться с многочисленными письменными свидетельствами.
Если быть точным, Милошевич был выдан в руки МТБЮ летом 2001 года только на основе обвинения в преступлениях во время конфликта в Косово, вынесенного ему еще во время натовских бомбардировок Югославии. Только после заключения в тюрьму Шевенингена ему были предъявлены обвинительные заключения по гораздо более ранним событиям - войнам в Хорватии и Боснии. Чтобы их доказать, команде прокуроров трибунала во главе с Карлой дель Понте, несмотря на их оптимистический настрой, придется изрядно потрудиться. Уже сейчас в деле присутствует немало парадоксов. Например, как объяснить тот факт, что Милошевич, обвиняемый в геноциде несербского населения в Боснии и Герцеговине, был назван западным сообществом гарантом мира на Балканах и выступил в качестве одного из подписантов Дейтонского договора, положившего конец войне в этой бывшей югославской республике?
В своем выступлении Джефри Найс сказал, что прокуратура намерена доказать центральную роль Милошевича в кровопролитных конфликтах в Хорватии и Боснии. По словам обвинителя, без его участия сербы не совершили бы столько военных преступлений. Сербские силы самообороны, действовавшие в Хорватии, были названы Найсом "криминальными бандами". Когда речь идет о войне в Боснии, обвинение намерено доказать, что Югославия оказывала значительную финансовую и материальную поддержку армии боснийских сербов, а сам подсудимый имел сильное влияние на их политических и военных лидеров. Другими словами, Милошевич ответственен за все преступления, в которых обвиняют Радована Караджича и Ратко Младича, а также других лидеров Республики Сербской.
В свою очередь, Милошевич нарисовал совершенно другую картину кровавого распада Югославии. Он заявил, что единственная война, которая бушевала на территории его страны, была развязана мощными силами, пожелавшими раздробить югославское государство. Она велась всеми доступными средствами: политическими, экономическими, через СМИ и, наконец, военными. Милошевич также напомнил, что поддержал пять мирных международных планов по разрешению конфликта в Боснии, который, по его словам, начался после того, как был проведен референдум о независимости республики без участия сербского населения.
Бывший югославский президент заявил, что обвинения, выдвинутые против него, абсурдны и сфабрикованы. Сербия не вела войну с Хорватией и Боснией - президенты этих двух республик начали войну против бывшей Югославии. По его просьбе были продемонстрированы два фильма, представляющие сербов как жертв войны.
Милошевич не отрицал, что Сербия помогала сербскому населению и в Хорватии, и в Боснии, что, по сути, не может являться преступлением. Единственная надежда хорватских и боснийских сербов, оставшихся в неопределенном и далеко не безопасном положении после распада Югославии, была Сербия. Бывший югославский лидер указал присутствующим на тот парадокс, что его из-за этой помощи называют преступником, а главу Ватикана, покупавшего оружие для Хорватии, - святым отцом. (Замечание Милошевича вызвало смех в ложе для прессы и наблюдателей.)
По его мнению, жертвами в войне стали все народы бывшей Югославии. Примечательно, считает Милошевич, что наиболее жестокие бои и наиболее страшные преступления совершались в тех же самых местах, что и в годы второй мировой войны, когда усташи Независимого государства Хорватия, поддержанные Гитлером, поставили перед собой задачу уничтожить сербскую нацию...