Главная Культура 20:40 02 Сентября 2017 2359
Колумб Древней России

Репортер «Труда» приглашает вас в подмосковную усадьбу Остафьево, где творил наш великий историк Николай Карамзин

Виктория Пешкова

215 лет назад Карамзин-писатель уступил место Карамзину-историку. Повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» стала пробой пера, предварившей «Историю государства Российского».

Остафьево — первый и пока единственный в нашей стране музей, посвященный Н. М. Карамзину. Здесь, в подмосковной усадьбе князя Андрея Ивановича Вяземского, им были написаны восемь из двенадцати томов «Истории государства Российского». Несмотря на разницу в возрасте и социальном положении, историка и поэта связывала давняя дружба, скрепленная к тому же и родственными узами — Николай Михайлович был женат на дочери князя Екатерине.

Двенадцать лет кропотливого труда прошли в стремлении «быть полезным, то есть сделать Российскую Историю известнее для многих, даже и для строгих моих судей». Попытки изложить историю страны предпринимались и прежде, но отличались отрывочностью и бессистемностью. Карамзин же смог систематизировать огромный комплекс сведений, начиная с древнейших времен и до самой Смуты, и, благодаря своему литературному дару, превратить историческую хронику в живое, увлекательное повествование.

Кабинет выдающегося историографа восстановлен с максимально возможной точностью благодаря описанию, оставленному его младшим коллегой — Михаилом Погодиным. Обстановка проста, строга, даже аскетична — письменный стол, конторка (подлинная, помнящая прикосновение рук Николая Михайловича), столы для карт и рукописей, книжные стеллажи. И книги, книги, книги. Когда Карамзин уехал в Петербург — готовить свой труд к публикации, — в кабинете все осталось на своих местах.

Два года длилась работа над первым изданием «Истории». Тираж 1818 года был для того времени огромен — 3000 экземпляров. Раскупили его за 25 дней. Пушкин радовался и удивлялся такому успеху: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».

Когда Николая Михайловича не стало, сын его друга Петр Андреевич Вяземский сделал кабинет мемориальным. Пушкин, трижды приезжавший в Остафьево, останавливался именно в этой комнате. После смерти поэта Наталья Николаевна передала в Остафьево личные вещи мужа, которые присоединили к карамзинским реликвиям.

Из окон кабинета видна знаменитая аллея. Этим липам более 250 лет. По преданию, князь А.И. Вяземский приобрел усадьбу, плененный ее красотой. Много позже Пушкин назовет ее «Русским Парнасом» — столько выдающихся людей будет гулять под ее зелеными сводами: Грибоедов, Гоголь, Баратынский, Жуковский, Батюшков. А вот Николай Михайлович больше любил березовую рощу в дальней части парка.

Сама судьба уготовила Остафьеву музейную участь — три поколения Вяземских были, помимо прочего, выдающимися коллекционерами. Четвертый в роду — Петр Павлович, избрав военную карьеру, постоянно жил в Петербурге. Усадьба пришла в запустение и он, понимая, что ее надо сохранить, продал Остафьево князю С.Д. Шереметеву. Всего через год — в 1899-м, в честь 100-летия со дня рождения Пушкина он открыл здесь один из первых в России общедоступных музеев.

В 1918-м от Сергея Дмитриевича директорскую эстафету принял сын — Павел Сергеевич. Музей держался благодаря охранной грамоте, выданной близким другом семьи Шереметевых — наркомом просвещения Луначарским. Все кончилось летом 1929 года: надо было срочно разместить несколько тысяч пионеров, прибывших в Москву на Всесоюзный слет. Подмосковные усадьбы прекрасно подходили для этой цели. Те, что находились в распоряжении министерств и ведомств, были неприкосновенны. Самыми уязвимыми оказались так называемые музеи дворянского быта, к числу которых принадлежало и Остафьево. Луначарский защитить его уже не мог — его «перебросили» на другую работу.

— Была создана специальная комиссия для осмотра музеев-усадеб «на предмет возможного их свёртывания», — рассказывает директор музея Анатолий КОРШИКОВ. — Бегло осмотрев Остафьево, члены комиссии нашли, что оно мало посещается (4-5 тысяч человек в год), убыточно и труднодоступно (до ближайшей станции 4 км). Постановление Мособлисполкома и Моссовета гласило: «Музей в Остафьеве свернуть, а экспонаты перевести в другие музеи и учреждения».

Музей ликвидировали за десять дней. Коллекции Вяземских, мебель, светильники — все было свалено в Западной галерее, а потом на телегах вывезено в Москву. Когда здание покинули пионеры, его заняли народные комиссары, для которых тут устроили дом отдыха. С началом войны его превратили в госпиталь для летчиков, а после победы — в санаторий Совета министров СССР. Галереи застеклили, в одной разместили бильярдную и кинозал, в другой — столовую. На месте большой гостиной сделали лестницу на 2-й этаж, где устроили комнаты для отдыхающих. Не пощадили даже карамзинский кабинет. Луг перед домом засадили деревьями — среди них непременный памятник Ленину смотрелся лучше, чем на фоне дворцовой колоннады.

От своей престижной собственности Совмин отказался только в 1988 году. Сначала Остафьево сделали филиалом Государственного музея А.С. Пушкина, а в 1994 оно получило самостоятельность, федеральный статус и прекрасное название — музей-усадьба «Остафьево — Русский Парнас». Начался длительный, тяжелейший процесс реставрации. По старым планам и чертежам реконструировали историческую планировку, по фотографиям — интерьеры, по описаниям, оставленным гостями усадьбы, кое-где удалось восстановить даже цвет стен и расстановку мебели. Немало раритетов вернулось в родные стены: держатели остафьевских мемориальных предметов — такие, как Государственный музей А.С. Пушкина, музей-усадьба Останкино, Государственный литературный музей — передали их на временное хранение. В декабре 2016 года к 250-летию Н.М, Карамзина была открыта постоянная экспозиция.

Отношение к «Истории государства Российского» за последние годы становится все более неоднозначным. Среди самых частых «упреков» — неточности в цифрах и расчетах (как в случае с Мамаевым побоищем), использование свидетельств заведомо нелояльных к России иностранцев, данные в сгущенных красках портреты русских правителей (в первую очередь, Ивана Грозного).

— Как в любом многотомном и многоплановом труде, — настаивает Анатолий Коршиков, — в «Истории...» могут быть неточности в силу отсутствия в распоряжении автора соответствующих документов и материалов. Но она побудила будущих историков более тщательно проанализировать события, описанные Карамзиным. Николай Михайлович, вполне в духе идей Просвещения, желал быть в какой-то мере «наставником царя», он не сводил свою миссию историографа к чистой апологетике. Он понимал весь ужас царствования Ивана IV и в то же время его заслуги перед Россией. История его царствования должна была послужить уроком для будущих правителей России: даже цари и правители не должны нарушать священные заповеди жизни. В наше непростое в политическом отношении время подзабытый голос Карамзина звучит удивительно современно, пророчески. Мы обязаны к нему прислушаться!

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?