Минула короткая пауза после вручения премии «Хрустальная Турандот», считающегося финалом столичного театрального сезона, и вот уже коллективы один за другим начинают новый творческий цикл. Каких взлетов ждать от него?
Капризная принцесса Турандот в конце прошлого сезона, ко всеобщей радости, главный приз своего Хрустального величества вручила спектаклю Камы Гинкаса «Леди Макбет нашего уезда» по Лескову с питерской актрисой Елизаветой Боярской, отлично вписавшейся в труппу московского ТЮЗа. По-моему, это хороший знак, подтверждающий, что русская психологическая школа не совсем загнулась.
Но в новом сезоне «разумным консерваторам» придется намного труднее. Не только потому, что лихие «шифровальщики пустоты» будут активно тянуть одеяло на себя, насаждая «новый европейский театр» с перформансами и художественной инсталляцией взамен жизни человеческого духа на сцене. Вопрос еще и в том, дойдет ли искусство мастеров до их традиционного зрителя. Ведь наложенные на Россию санкции заставят цены поползти вверх. И раньше-то лишь каждый десятый москвич выбирался на спектакль один раз в году, теперь же многие встанут перед выбором: либо скудеющая потребительская корзина, либо лицезрение живых звезд за все большие деньги.
Например, если Малый театр долгое время держал планку доступности для интеллигенции и студенчества, то теперь он продает билеты на премьерный «Маскарад» в филиале на Ордынке по 3 тысячи рублей. А как иначе коллективу дотянуть до окончания ремонта основного здания на Театральной площади в 2015 году? Ну а в чеховский МХТ вообще нечего соваться педагогу или пенсионеру, который оставит там почти всю свою пенсию лишь за одну премьеру нового сезона «Трамвай «Желание» с участием Марины Зудиной, Ирины Пеговой, Михаила Пореченкова и Михаила Трухина.
Мне могут заметить: если уж так хочется увидеть спектакли ведущих столичных коллективов, включайте канал «Культура» и смотрите постановки того же МХТ, «Табакерки», «Ленкома». И то правда, хотя по представленному репертуару это секонд-хенд. Ведь не станет же Марк Захаров показывать по ТВ объявленный на 8 сентября новый спектакль Константина Богомолова «Борис Годунов» с Александром Збруевым в главной роли и приглашенными со стороны Игорем Миркурбановым и Виктором Вержбицким. И как тут не заметить, что сборная антреприза уже не с черного хода, а с главного проникает в репертуарные театры, ибо приглашаемым туда режиссерам спокойнее работать со своими исполнителями, чем напрягаться и невесть чего ждать от коллектива «с чужого плеча».
Впрочем, пока еще остались мини-островки, где своими актерскими силами справляются с галопирующей инфляцией в искусстве. Не в обиду другим, здесь на одном из первых мест стоит «Современник». На недавнем юбилейном вечере Галины Волчек в стиле театрального капустника явно ощущалось, что актерский гербарий, собранный худруком, за много лет превратился в единый ансамбль, к сожалению, утраченный в большинстве театров. Правда, художественные руководители поколения Волчек — Юрий Соломин, Марк Захаров и даже Александр Калягин в Et Cetera — тоже сохраняют доверие к своим артистам, надеясь, что приглашенные режиссеры не нарушат баланс между служением, не терпящим суеты, и креативными формами в искусстве. Да и как Петер Штайн может увести русских артистов куда-то не туда, если всю жизнь, в первую очередь в своей родной Германии, постоянно ставит русскую классику? Вот и сейчас вместе с Александром Калягиным и всей труппой он решил исследовать проблему власти в трагические для России времена. Причем при помощи того же «Бориса Годунова» Пушкина, где ассоциации возникают из текста сами собой.
Другой вопрос, будут ли эти спектакли традиционными или их антиакадемичность в очередной раз возмутит пресловутый Общественный консультативный совет политических партий при Мосгордуме, недавно предложивший столичной мэрии прекратить финансирование экспериментальных проектов, отступающих от классических трактовок. Представляю, какой родимчик хватит партийных неофитов в искусстве, когда в начале нового сезона они увидят в том же театре Вахтангова «Женитьбу Фигаро» в постановке авангардиста Владимира Мирзоева с Максимом Сухановым в главной роли. Что уж говорить о «соловье-разбойнике» Кирилле Серебренникове, который начал свой «художественный свист» в «Современнике», далее взял в оборот чеховский МХТ, наделав и там много шума. Что не помешало столичному департаменту культуры назначить его худруком «Гоголь-центра» . Так уж вы разберитесь, господа начальники столичной культуры: вы за авангард или против?
По-моему, надо брать пример с известного артиста, а теперь и худрука Театра Наций Евгения Миронова, сумевшего доказать, что успешный репертуарный театр возможен без постоянной труппы, но с приглашенными артистами, выбранными постановщиком. Думаю, только здесь мог появиться провокационный спектакль Константина Богомолова «Гаргантюа и Пантагрюэль» по мотивам романа Рабле, адресованный обществу с заплывшими мозгами, когда человек, извините, превращается в мешок с дерьмом.
А в новом сезоне Театр Наций задумал совсем необычный и, хочется думать, серьезный проект, посвященный слепоглухонемым людям. Такого рода социальные проекты сближают театр с трибуной. Думаю, за подобным форматом — будущее, потому что вопиющих фактов и кричащих проблем вокруг пруд пруди — только нагнуться и поднять.