Попасть в усыпальницу не просто. Храм Спаса на Берестове вот уже более года на замке, в стадии затяжной безденежной реконструкции. Многочисленные посетители Киево-Печерской лавры, что по соседству с храмом, пробравшись через ограждения, осматривают древнейшую кладку его могучих стен, щелкают фотоаппаратами у мраморных досок, у прикрепленных с обеих сторон кованых дверей главного входа. "В этой церкви, - сообщает одна из них, - похоронен в 1157 году сын Владимира Мономаха, киевский князь Юрий Владимирович Долгорукий, основатель Москвы". Сам саркофаг из полированного темно-серого камня. Крышка его украшена по всему периметру орнаментом в древнерусском стиле. На одной из стенок саркофага надпись: "Сооружен в ознаменование 800-летия Москвы трудящимися Киева. 7 сентября 1947 года".
Большинство любителей старины, вчитываясь в эти строки, едва ли осознают, что имеют дело с ярким историческим вымыслом, порожденным страхом перед Иосифом Виссарионовичем. Известный ученый с мировым именем, директор Института археологии НАН Украины и ее вице-президент Петр Петрович Толочко повторил мне свой давний вывод:
- Первичные исследования убеждают, что это останки не Юрия Долгорукого, а скорее - какой-то женщины, если учесть даже рост - 160 сантиметров. Кроме того, есть подозрение, что Долгорукий был отравлен, причем практически по тому же "сценарию", по какому в Тмутаракани отравили князя Ростислава: сперва "болести" пять дней, после чего скончался. Анализ мощей, что в храме Спаса на Берестове, не показывает наличие ядов. Сегодня у нас нет оснований какие-либо мощи идентифицировать с Долгоруким.
Ничего нового к заключению П.Толочко, которое разделяют российские археологи, не добавила и недавняя международная научная конференция "Мономаховичи и восточнославянская государственность. Роль Юрия Долгорукого в историческом процессе". Ученые пока лишь одно утверждают с уверенностью: Юрий Долгорукий действительно покоится где-то в киевской земле. На это указывают авторитетные источники - летописные записи: после многих лет своего княжения в Северо-Восточной Руси - во Владимиро-Суздальском и Ростовском княжествах, на территории которых находилась Москва, - Долгорукий последние два года жизни восседал на киевском княжьем престоле. Но где именно покоятся его останки, неизвестно: в храме ли Спаса на Берестове, который считался семейной церковью многих древнерусских князей, или где-то рядом, тут же, на территории бывшего села Берестово, являвшегося загородной княжьей резиденцией еще Владимира Великого?
- В свое время, - рассказывал мне Глеб Юрьевич Ивакин, доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии НАН Украины, - известный антрополог Герасимов искал могилу Юрия Долгорукого, но так и не нашел. Что же касается саркофага, то это - как память о том, что он где-то здесь погребен. Есть предположения, что в этих местах похоронен и его сын Глеб Юрьевич, дочь его и, возможно, вдова Владимира Мономаха.
По версии известного российского историка В.Татищева, Долгорукий, дважды женатый и имевший 11 сыновей и двух дочерей, "был роста немалого, толстый, лицом бел... великий любитель жен, сладких пищ и пития". На очередном пиру у киевского боярина Петрила он и был, сказывают, отравлен.
- А как вообще были найдены останки, которые приписывались Долгорукому?
- Когда в конце 80-х годов прошлого века приводили в порядок территорию храма Спаса на Берестове, было открыто несколько каменных погребений. Одно - из древнего кирпича, а другое из так называемого овручского шифера, в которых обычно хоронили богатых и знатных лиц. Милицейские эксперты не нашли в исследованных мощах следов ртути или следов мышьяка - наиболее часто применявшихся в свое время ядов для устранения соперников. А у Долгорукого было немало врагов, так как он трижды восседал на киевский престол с помощью оружия, в жестокой борьбе с великим князем Изяславом, со своими братьями Мстиславом и Ярополком. Тем не менее именно тогда-то и предположили: а не могли ли эти останки быть княжеским погребением? Ведь мы, археологи, всегда пытаемся привязать новую находку к какой-то исторической личности, какому-то историческому событию...
Сегодня "останки" великого киевского князя, основателя Москвы, содержатся в картонном ящике с надписью "Саркофаг N1" в отделении археологии Национального Киево-Печерского культурного заповедника.
- Мы намереваемся, - сказал Г. Ивакин, - вместе с российскими учеными приступить к различным антропологическим анализам с использованием современных технологий и методик. Может, удастся что-то выявить по ДНК. Но это, сами понимаете, очень дорогие исследования.
- Так что и на "своем" памятнике в центре Москвы Юрий Долгорукий едва ли схож с оригиналом?
- Безусловно. Это собирательная фигура древнерусского воина на коне.
Однозначно можно написать, заключил известный археолог, прах Долгорукого, сделавшего немало для развития северо-восточных земель Киевской Руси, то есть тех территорий, где сейчас находится "сердце" Российского государства, покоится где-то у Днепра, на киевско-печерских кручах...
Именно с подобными словами, говорят, и обратился к Юрию Лужкову мэр столицы Украины Александр Омельченко в дни торжеств по случаю 850-летия Москвы, передавая капсулу с землей с места захоронения ее основателя.