НА МОРЕ
Второй день был омрачен уже не дымкой - в Баренцевом море затонула наша подлодка, погибли люди. Поистине август в России не просто конец лета, а время катастроф. Берлускони, выражая соболезнование, сказал журналистам, что информацию о трагедии Владимир Путин получил, "когда мы были рядом". В субботу утром оба лидера посетили ракетный крейсер "Москва" - флагман Черноморского флота. За столом с матросами крейсера Путин сказал: "Уже сейчас ясно, что есть погибшие среди моряков. Это лишний раз говорит о том, что море требует дисциплины в самом строгом смысле этого слова. Море никогда не прощает никакой оплошности и тем более ошибок".
Но жизнь есть жизнь - моряков интересовало, будет ли у них и дальше возможность выходить на военных кораблях в море. Президент заверил, что совместные учения, которые заметно активизировались в последнее время, будут и дальше проводиться.
А потом была демонстрация нашего противопожарного самолета в действии. Бе-200 пронесся в небе и выбросил шлейф воды, окрашенной в цвета итальянского флага - бело-зелено-красной. Сделал круг, опустился, словно поскользил по воде и, поднявшись, снова сбросил воду, уже без краски.
И НА СУШЕ
Рабочая встреча двух лидеров на Сардинии - уже пятая в этом году. Неформальный, дружеский ее характер проявился и визуально - на первую встречу с журналистами президент России и глава итальянского правительства приехали на электромобиле в белых рубашках, без пиджаков и галстуков. В первый день, по словам Путина, основное внимание они уделили перспективам культурного, гуманитарного сотрудничества, основные положения которого отражены в совместном заявлении. Российский и итальянский лидеры договорились о создании Гражданского форума, способствующего взаимодействию общественных организаций Италии и России, учредили общую награду от имени руководителей двух государств за заслуги в развитии сотрудничества в сфере экономики, науки и культуры. Важнейший сюжет переговоров - облегчение визового режима для отдельных категорий российских и итальянских граждан. Как известно, итальянский премьер предлагал раньше побыстрее принять Россию в Евросоюз.
-Я знаю, - сказал по этому поводу Владимир Путин, - что и в Италии, и в некоторых других европейских странах (думаю, Сильвио не обидится, он сам об этом знает) считают, что он забегает вперед. Но он искренне считает, что Россия является неотъемлемой частью Европы, и такая искренняя позиция, хотя она и кажется на первый взгляд преждевременной, является очень правильной. Она в принципе выстраивает вектор развития отношений России с Европой...
Глава Российского государства заверил, что никто не собирается забегать вперед, что действовать в этом плане "мы должны аккуратно, поэтапно". И сегодня речь идет "только об облегчении обменов среди ученых, молодых людей, студентов, прежде всего, представителей бизнеса, администраций"...
Конечная цель - дружно заявили оба лидера - полная отмена визового режима и интеграция России в Европу. Берлускони предлагает не сверять по часам, когда это произойдет. Отмечая также военную мощь России, он считает, что присоединение ее к Европе сделает Европу более сильной и мощной.
Перед ноябрьским саммитом Россия - ЕС такие консультации нашего президента с премьер-министром Италии, председательствующей в Евросоюзе, конечно же, чрезвычайно полезны. А слова Берлускони - "Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы как можно теснее приблизить Россию к Европейскому союзу" - безусловно, свидетельствуют не просто о дружеских отношениях, но и о готовности действовать. Другое дело, что далеко не все европейские страны настроены на такое скорое сближение с Россией. Тем важнее выстроить общие подходы, уточнить позиции.
Несмотря на то, что приглашал Владимира Путина гостеприимный хозяин и отдохнуть - встреча-то неформальная - переговорный процесс, похоже, затянул обоих. Причем именно в эти дни в Ираке произошел мощный взрыв с человеческими жертвами. Проблема урегулирования ситуации в этой стране остается по-прежнему острой.
- Мы стали свидетелями эскалации насилия в Ираке, - сказал Путин, - Спираль насилия раскручивается все больше и больше... Президент России считает, что к реальному процессу урегулирования необходимо подключать ООН. У России есть определенные инициативы, - сказал Владимир Путин, - но чтобы они были приняты, нужно согласие всех участников процесса.
В последний день визита на Сардинию президент России и премьер Италии вместе позвонили главному участнику "процесса" - Джорджу Бушу. Понятно, что речь шла об Ираке и мало напоминала разговоры на отдыхе.
Президент России и премьер-министр Италии ответили на вопрос корреспондента "Труда":
- Вы сегодня наблюдали демонстрационные полеты российского противопожарного самолета Бе-200. Как вы оцениваете его возможности для использования в европейском пространстве, в частности, для борьбы с пожарами?
Владимир Путин: - Хочу облегчить задачу премьер-министра, потому что лучше знаком с этой техникой. Подобных самолетов ни у кого нет. Это самая лучшая машина в мире на данный момент. Она в два раза, как минимум, по своим характеристикам превосходит все, что существует сегодня. И конечно, обойдется она гораздо дешевле, чем потом подсчитывать убытки от пожаров. По данным прессы, только в Португалии ущерб составил примерно миллиард евро. Я уже не говорю о других европейских странах. В России мы тоже постоянно сталкиваемся с проблемой пожаров. Поэтому желательно иметь такую группировку, скажем, в структурах Евросоюза, которая могла бы иметь такую технику либо на условиях лизинга, либо приобретать, либо брать самолеты в МЧС России. На мой взгляд, это было бы правильным и полезным.
Специалисты нам только что рассказывали о возможностях Бе-200. Самолет этот берет воду в глиссирующем состоянии, то есть он не должен садиться на воду. За считанные секунды Бе-200 набирает 12 тонн воды, а современная авиация, которая сейчас используется, может брать на борт только 5,6 тонны, быстро возвращается в район пожара и сбрасывает эту воду. Понимаете, это в два-три раза эффективнее всего того, что было до сих пор. Я бы не хотел вдаваться в какие-то технические характеристики. Собственно говоря, наша задача заключается не в том, чтобы рекламировать нашу технику. Наша задача заключается в том, чтобы найти такие варианты сотрудничества, которые, вне всяких сомнений, пойдут на пользу как Италии, так и России, как России, так и всему Евросоюзу.
Сильвио Берлускони: - Я со своей стороны добавлю, что мы уже знали, как действует этот специальный самолет, потому что ответственные сотрудники итальянского Департамента гражданской защиты представили в правительство рекламные материалы, касающиеся этого самолета, и техническую информацию о нем. И мы знаем, что самолет может использоваться не только при тушении пожаров, но и может быть прекрасно использован при выполнении авиацией задач самого различного характера в рамках Департамента гражданской защиты. Мы знаем, что этот самолет может забрать воды в два раза больше, чем самолет, который в настоящее время используется Департаментом гражданской защиты. Мы работаем над тушением пожаров очень насыщенно, и, несмотря на то, что жара в этом году была невыносимая, нам удалось не допустить широкого распространения пожаров. Поэтому возможность использования специальных средств, которые могут увеличить, укрепить наши силы в операциях подобного рода, безусловно, могут быть нам интересны. Также было бы интересно использовать это совместно со средиземноморскими странами.
Вы прекрасно знаете, и об этом напомнил президент России, как в этом году пожары нанесли ущерб во Франции, Португалии, где мы тоже участвовали в операциях по тушению этих пожаров. Но думаю, что мы должны смотреть вперед и изучить возможность увеличения наших сил и средств на нашем вооружении для операций такого рода. И я сейчас сказал президенту Российской Федерации, что Департамент гражданской защиты будет, безусловно, анализировать возможность использования этого самолета в своих операциях в будущем.