В Россию всем офисом
Потребность в иностранных менеджерах, иначе экспатах, возникла, когда на обломках коммунизма пришлось-таки строить капитализм. Поскольку раньше в стране бизнеса не было, то поначалу здесь мало кто знал, как им заниматься.
- В начале 90-х, когда в Россию впервые стали приходить крупные иностранные компании, они привозили с собой почти всю команду высших и средних менеджеров, - говорит исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко. - Потому, что своих управленцев, соответствующих мировым стандартам, у нас тогда почти не было.
Вильгельм Клаус приехал в Россию из Германии в 94-м году в качестве управляющего менеджера компании - мирового производителя сотовых телефонов. Вместе с группой других немецких менеджеров он фактически организовывал российское представительство фирмы с нуля. Теперь налаженный бизнес развивают все больше российские управленцы. С 2000 года Клаус курирует работу представительства из Германии, в России бывает наездами.
Иностранные компании переезжали в Россию целым штатом сотрудников, и наши бизнесмены тоже завели моду выписывать управляющих из-за рубежа. Причем если "родной" менеджер стоил от 2 до 5 тысяч долларов, то экспат от 11 до 50. Но за 10 лет кое-что изменилось. Во-первых, многие экспаты разъехались по домам после дефолта 98-го года, а во-вторых, и наши менеджеры немного подучились.
- Сейчас и в России много блестящих менеджеров, - француженку Софи Верньяс 15 лет назад пригласили как финдиректора в русское представительство мировой компании по производству оргтехники. Теперь эта компания обходится без экспатов, а Софи управляет международным рекрутинговым агентством и приглашает иностранных менеджеров для других компаний.
- Иностранцы все еще требуются в тех отраслях, где русских специалистов пока немного, - говорит она. - Это сферы маркетинга, брендирования, технологий, ритейла.
Ритейл - сетевая розничная торговля, и даже крупнейшие российские компании этого профиля предпочитают заграничных мастеров продаж.
- Первого профессионального консультанта мы пригласили из Голландии еще в 98-м, - рассказал директор по персоналу компании по продаже бытовой техники Евгений Михеев. - Тогда ритейл у нас едва начал развиваться, и только западные компании знали, как, что и кому продавать. Сейчас мы во многом усвоили ключевые технологии и принципы торговли. Но у иностранцев остается преимущество - большой практический опыт, который полезно перенять.
Водка и взятка
Однако есть у экспатов и свои недостатки - в первую очередь непонимание наших туземных нравов.
- Некоторые до сих пор считают, что у нас медведи на улицах, - говорит директор другой рекрутинговой компании Юна Скобликова. - Экспаты по-прежнему не хотят вникать в культуру, учить русский язык, даже работая здесь по 6 - 7 лет. Поэтому, они хороши в узких технологиях внутри компании, но не вне ее. У них проблемы с коммуникацией, они не могут договариваться с нашими чиновниками, хотя это необходимо в бизнесе.
Тем более, чтобы найти общий язык с людьми власти, нужно хотя бы выучить слово "взятка".
- На первой моей должности в России мне приходилось иметь дело с вашими чиновниками, - менеджеру крупной торговой компании Брюсу Андерсону лучше удаются контакты с иностранными партнерами. - У меня не выходило, я не понимал их отношений с бизнесменами, которые строятся на вечных взятках и нарушениях закона. В Британии дельцы и власти тоже находят взаимовыгоду, но чаще легально.
Итальянец Маттиа Фьоре в России с 2004 года в качестве менеджера по развитию в представительстве компании, владеющей сетью пиццерий. В отличие от многих иностранцев он умеет находить общий язык даже с российскими чиновниками. По его словам, они во многом схожи с итальянскими коллегами. Однако главная трудность для него - адаптация итальянской кухни под весьма специфичные вкусы русского потребителя, в которых г-н Фьоре не сумел разобраться до сих пор.
Иностранцы плохо понимают язык бюрократии, а еще хуже вкусы народа. Особенно в том, что касается чисто национальных продуктов.
- Мы много раз пытались привлекать экспатов, но всегда это оканчивалось неудачей, - рассказали в крупной компании по производству водки. - Они не справлялись, их предложения не были ориентированы на русских потребителей.
А один заграничный управленец так и просто угорел на работе от продукции фирмы. Слишком часто ее приходилось тестировать с партнерами и клиентами, и очередной уволенный экспат отправился на родину с поврежденной печенью.
- Такой случай редкость, - комментирует Юна Скобликова. - Обычно они не склонны, как мы, искать русскую идею на дне бутылке. У них другие цели - зарабатывать и обеспечивать семью.
Полмиллиона за голову
Тем более что для этого создаются все условия. Зарплаты русских менеджеров и экспатов сейчас сравнялись. Топ-менеджер независимо от национальности зарабатывает около 250 тысяч евро в год. Однако экспат получает еще столько же на бытовые нужды.
- Им требуется, чтобы оплачивали квартиру, машину, школу для детей, - говорит Юна Скобликова. - Это так называемый экспатский пакет.
На родине экспатам такую жизнь не устраивают, да и платят намного меньше. Потому, несмотря на холода и медведей, иностранцы рады поработать в России.
- Честно говоря, Москва сейчас очень комфортна для иностранцев. - говорит Софи Верньяс. - Здесь есть все - любые магазины, школы для детей. В начале 90-х мне приходилось 10 раз объехать вокруг Москвы, чтоб найти литр молока.
Британец Алан Стюарт работает в России всего полтора года в качестве топ-менеджера английской строительной фирмы. Здесь его функции ограничиваются общением с западными партнерами и мало чем отличаются от работы на родине. Однако здесь его труд оплачивается в три раза выше. Так что Алан планирует оставаться в России, пока не заработает на собственную квартиру в Лондоне.
Нынешний комфорт - бытовой и материальный - в худшем случае становится для экспатов самоцелью. В лучшем - все же окупается опытом и способностью представлять российский бизнес на мировом рынке.
- Иногда это чистый авантюризм, иногда просто блажь первого лица, пожелавшего иметь в штате иностранца. Но хорошего в этом все же больше, - уверена Юна Скобликова. - Подвигов экспаты не совершают, но они умеют наладить работу и привлечь западных инвесторов. Главное, чтобы не было перекосов и предвзятости - раз он иностранец, то заведомо лучше. Хотя ту же работу может сделать и русский менеджер. Просто этот детский восторг перед всем заграничным у нас остается еще со времен Петра Первого.