Стою на станции «Площадь революции». Из темного тоннеля выезжает пестрый, раскрашенный всеми цветами радуги вагон. Останавливается на станции. В потоке людей захожу в вагон, оглядываюсь по сторонам. Передо мной открывается целая картинная галерея.
Необычный состав
По Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена ездит поезд-галерея «Акварель». Он состоит из пяти вагонов нового образца. Каждый вагон, включая сиденья и пол, имеет особую цветовую гамму. Внешняя сторона вагонов оклеена цветной пленкой с изображениями цветов, деревьев, рек. Если сравнить их с вагонами других составов, то главное отличие –отсутствие половины окон. Внутри поезда висят репродукции картин, напротив которых расположены места для сидения. Их значительно меньше, чем в вагонах простых поездовх, но это сделано для удобства пасажиров, чтобы они, проходя по вагону, могли рассматривать картины.
Именной поезд «Акварель» впервые был запущен 1 июня 2007 года, в День защиты детей. Состав поезда изначально представлял собой галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки, а также учеников его школы. Но позже экспозиции начали меняться ежегодно. Последний раз поезд обновился 14 мая этого года. В этот день состоялся его торжественный пуск с новой экспозицией картин из коллекции Рязанского государственного художественного музея им. И.П. Пожалостина. В экспозиции представлены картины XVII – начала XX века: работы Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Шишкина и других известных и неизвестных художников. Снаружи поезд по-прежнему украшают пейзажи Сергея Андрияки.
Чтобы прокатиться на этом необычном поезде, достаточно купить билет на одну поездку в метро и терпеливо ждать, до двух часов, когда он приедет. Поезд не имеет индивидуального расписания, он работает наравне с остальными.
Люди и поезд
Поезд необычный для подземного пространства, и возникает вопрос, как реагируют пассажиры на такое новшество. У начальства метрополитена был страх за сохранность картин, однако он оказался напрасным.
«Сегодня впервые увидела этот поезд и прокатилась на нем, – рассказывает пенсионерка Людмила Львовна. – Была приятно удивлена таким пестрым дизайном».
Пассажиры переходят из вагона в вагон, останавливаются у каждой картины, рассматривая ее.
«Мы гуляли по Арбату, зашли в метро и увидели пестрый вагон, решили узнать, что внутри. Когда зашли, то выходить не хотелось, прокатились во всех вагонах», – поделилась впечатлениями молодая пара с газетой «Труд».
Есть и те, кто специально выжидает новый состав на станции, чтобы посмотреть на полотна.
«О поезде мне рассказала дочка. Специально поджидала его. На мой взгляд, отличная идея – пустить такой поезд. Сейчас люди редко ходят по музеям, а так есть возможность посмотреть на картины», – рассказывает Наталья.
Кстати, за все время работы поезда не было зафиксированно ни одного случая вандализма.
Собратья по подземке
«Акварель» не первый именной поезд в Московском метрополитене. В настоящее время в столичной подземке ездят семь тематически оформленных составов. Самым первым начал свое движение в 1989 году на Замоскворецкой линии «Народный ополченец». Посвящен он тематике Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Самым молодым является поезд «Поэзия в метро». Он знакомит пассажиров с творчеством поэтов разных стран. На вагонах имеется фирменный логотип. Стихотворения переведены на два языка – русский и испанский.
Также в метро можно встретить ретропоезд «Сокольники», стилизированный под первый поезд московского метрополитена, поезд «Читающая Москва», где на стенах вагона можно увидеть литературных персонажей и прочесть отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы как для взрослых, так и для детей, поезд «Красная стрела – 75 лет», который окрашен в красный цвет, и поезд «Курская дуга», посвященный 60-летию Курской битвы.