Эта книга - своего рода энциклопедия или, если угодно, монография - посвящена почти четырехвековой истории русской театральной школы. Издание так и называется - "Русская театральная школа" и рассказывает о сценическом образовании в нашей стране начиная с его истоков во второй половине XVII века: "Первых учителей театрального искусства послала нам Европа. В своем актере поляк-иезуит видел будущего опытного, привыкшего к обращению с образованной публикой проповедника... Для немца-лютеранина... единственной задачей актера было позабавить зрителя, угодить ему... Наконец, для француза театр был явлением литературным и художественным. В задачу этого актера входило волновать душу зрителя, вводя его в залы дворца, возвышать его вкусы". Именно воззрения французов оказали наибольшее влияние на судьбу русской театральной школы.
Из книги вы узнаете о различных видах и направлениях отечественного сценического искусства: о театрах школьных, светских и домашних; об отличиях психологического натуралистического театра от эстетического условного. Например, такой интересный факт из времен Екатерины Великой: театральным премудростям тогда обучались в Императорской академии художеств, а инициатива принадлежала самим ученикам, которые в 1764 году "обратились к начальству с просьбой разрешить им играть комедии и трагедии".
Главное внимание в книге уделяется современной школе, где представлены учебные заведения столицы (Школа-студия МХАТ, Щепкинское и Щукинское училища, Российская академия театрального искусства - бывший ГИТИС.) и всей страны (Ярославский театральный институт, Уфимская академия искусств, Новосибирское театральное училище и др.). Причем не только театральные - здесь и цирковое училище, и ВГИК. Помимо истории вузов и училищ, приводятся воспоминания, отзывы педагогов и учеников о своей профессии. Вл. И. Немирович-Данченко, например, писал: "В школу приходят для того, чтобы научиться стать артистами. Побуждения к этому бывают самые различные. Но так или иначе все или почти все тянутся на сцену за каким-то большим духовным праздником, который дал бы возможность душе подняться выше уровня обыденной жизни".