До старта Кубка конфедераций, генеральной репетиции перед предстоящим чемпионатом мира в России, остается всего две недели. А один из ключевых вопросов — права на телепоказ этих крупнейших мировых событий — подвис в воздухе. Президент Владимир Путин и глава ФИФА Джанни Инфантино заявили о необходимости в кратчайшие сроки решить эту проблему, но... Российские каналы не желают платить объявленную ФИФА цену, та, в свою очередь, не идет на уступки. Неужто наши болельщики могут не увидеть на своих экранах турниры, проходящие в их собственной стране? Самое время проследить, как телетрансляции шаг за шагом стали краеугольным камнем спортивной экономики.
На ЧМ-2014 ФИФА продала телеправа хозяйке мундиаля Бразилии за 32 млн долларов, теперь же требует от России 120 млн. Для наших телеканалов — «Первого», ВГТРК, «Матч ТВ» — это чересчур, они согласны лишь на 40 млн. «Здесь рекламная минута покупается в рублях, а права продают в долларах. Очень сложно будет хотя бы в ноль выйти», — объясняет Виталий Мутко. Ему пришлось подключиться к обсуждению еще зимой, когда каналы забили тревогу. Впрочем, окриком тут не поможешь — по словам вице-премьера, все это — «рыночная субстанция» и государство не должно вмешиваться.
Объявлялось, что крайний срок для достижения компромисса — месяц до Кубка конфедераций, то есть 17 мая. Срок истек. «Пока никто не знает, какие игры будут показывать — целый турнир или только сборную России. Ответов нет. А сетку вещания надо составлять уже сейчас», — заявил на днях Валерий Карпин, один из боссов «Матч ТВ». После встречи Инфантино с Путиным свет в конце тоннеля забрезжил. Тот же Виталий Мутко обнадеживает: «У нас же после встреч с президентом нерешенных вопросов не остается. Подождите немножко...» Все ясно: денег нет, но если хорошо поискать — найдутся.
Винить ФИФА за скаредность бессмысленно. У федерации своя правда: чемпионат мира — ее единственный источник доходов за четырехлетний цикл, а телетрансляции — главный поставщик денег на мундиале. Вот сводные показатели последних ЧМ: 50% доходов — телевидение, 33% — спонсорские контракты, 15% — продажа билетов, 2% — лицензирование атрибутики и сувениров. В Бразилии-2014 общий доход ФИФА составил 4,8 млрд долларов — от телевизионщиков, таким образом, поступило 2,4 млрд (в ежегодных финансовых отчетах федерации эта сумма разбивается на относительно равные части — получается по 500-700 млн теледоходов в год).
Та же ситуация у других спортивных правообладателей — организаций, от имени которых проводятся турниры. УЕФА на чемпионате Европы по футболу 50% средств зарабатывает на телеправах, 25% — на спонсорстве, 24% — на билетах. А вот структура доходов МОК на летних и зимних Играх: 48-52% — ТВ, 35-40% — спонсоры, 8-12% — билеты, 2% — лицензирование.
В Америке ТВ-доля еще выше: так, Супербоул-2016 (финал сезона по американскому футболу) получил от телекомпаний 61% средств, еще 23% — от лицензирования и 14% — от реализации билетов. У лиги студенческого баскетбола NCAA доля поступ-лений от ТВ в бюджете достигает 81-87%, билеты и мерчандайзинг дают лишь 11%.
Конечно, так было не всегда. Первую сделку с телевидением заключили на лондонской Олимпиаде-1948, и сумма там фигурировала символическая: 3 тысячи фунтов. Только в последние 20-30 лет размеры телеконтрактов начали расти как на дрожжах. Так, в 1996-м МОК выручил с них 898 млн долларов, в 2004-м — 1,48 млрд, в 2012-м — 2 млрд. А, скажем, теледоходы теннисного US Open с 2015 года увеличились с 35-40 млн за турнир до 70-80 млн, то есть вдвое.
На руку правообладателям играет стабильный рост телевизионной аудитории, а следовательно, и эфирных рейтингов. За Олимпиадой-2000 в Сиднее наблюдали 3,7 млрд человек, за Пекином-2008 — 4,7 млрд. Аудитория зимних Игр выросла в 2002-2014 годах с 2,1 до 3 млрд. Футбольный ЧМ с каждым разом собирает у экранов на 5-8% телезрителей больше. Причем МОК, ФИФА и УЕФА следят за тем, чтобы часть трансляций велась по бесплатным каналам — якобы из благих соображений о «пропаганде спорта». На самом деле чем больше охват, тем упорнее впоследствии можно торговаться — со спонсорами, покупающими рекламные площади на стадионах, и с теми же телеканалами.
Кстати, последние не внакладе: рост доходов телеканалов от продажи рекламного времени во время матчей NCAA в 2002-2015 годах подскочил с 353 млн долларов до 1,2 млрд. За тот же период стоимость 30-секундного ролика во время Супербоула выросла с 2,3 до 4,5 млн.
Телетрансляции стали ключевым компонентом экономики и для «долгоиграющих» соревнований, длящихся круглый год. В Европе топовые футбольные лиги, получив средства от ТВ, делят их между клубами-участниками, обеспечивая им безбедную жизнь. И здесь суммы умножаются каждые несколько лет. Испанская Ла Лига в прошлом сезоне получала 600 млн евро в год, затем добилась нового контракта — на 983 млн. Немецкая бундеслига в 2009-2014 годах зарабатывала по 412 млн, с 2014-го — 628 млн. Итальянская Серия А в 2012-2015 годах довольствовалась 840 млн, затем вытребовала себе 945 млн.
Самая «телевизионная» лига — английская. До 2016 года ее теледоходы составляли 1,3 млрд, в текущем сезоне прыгнули до 2,36 млрд. Сплошные рекорды! ТВ-поступления подстегнули гонку клубных бюджетов, именно отсюда трансферные безумства и гигантские зарплаты. О чем говорить, если «Сандерленд», занявший в чемпионате Англии последнее место, получил свою долю в 100 млн фунтов — вдвое больше, чем УЕФА платит призовыми победителю Лиги чемпионов.
Продаются телеправа и в чемпионате России. Правда, суммы несопоставимые: с 4,5 млн евро в 2003 году стоимость поднялась до 30 млн в 2011-м, да так и застыла, несмотря на мольбы и призывы футбольной общественности. Что тут сделаешь, если ток-шоу и сериалы на нашем ТВ в 10 раз популярнее футбола? Еще 7 млн российская премьер-лига выручает за продажу прав за рубежом.
А в это время
Трансляции сделали футбол глобальным феноменом. Благодаря им можно жить в сибирской глубинке и всей душой переживать за Месси в «Барсе» или Ибрагимовича в «МЮ». Местные команды больше не нужны: стадионы пустеют, фанаты скучились у телеэкрана — мыслями в Барселоне, Манчестере... Уже сейчас телевизионщики составляют расписание матчей, лоббируют реформы турниров и даже правил игры — все в угоду зрелищности. А технический прогресс? HDTV- и 3D-форматы, выбор камеры и комментатора, стоп-кадр и компьютерное моделирование момента — не за горами момент, когда телефутбол станет «реальнее» настоящего. Свою лепту вносит интернет. Телеканалы лишились монополии на прямой видеоэфир: его теперь организуют сетевые порталы, мобильные приложения, соцсети. Их хозяева дошли до гениальной мысли: раз аудиторию ограничивает естественный предел — численность населения Земли, — значит, нужно увеличить разнообразие и постоянство ее контактов с ценным видео-контентом.
ПАМЯТКА БОЛЕЛЬЩИКУ
Приятная новость для футбольных болельщиков, собирающихся посетить матчи Кубка конфедераций, который стартует 17 июня матчем Россия — Новая Зеландия на стадионе «Санкт-Петербург» на Крестовском острове. Во время проведения соревнований между городами-организаторами (Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Сочи) будут организованы бесплатные железнодорожные поезда. Проезд в поездах будет бесплатным для болельщиков с билетами на матч и паспортом болельщика.
Дополнительные 262 поезда будут курсировать по специальному расписанию с 15 июня по 4 июля 2017 года. Для того чтобы воспользоваться бесплатным проездом на железнодорожных поездах между городами, болельщикам необходимо зарегистрироваться на сайте tickets.transport2018.com, выбрать поезд, вагон и место. Заявка автоматически передается в систему продажи билетов, которая обеспечивает онлайн-регистрацию и оформляет бесплатный проезд. После оформления на адрес электронной почты, указанный при регистрации, придет посадочный купон, в котором будет представлена вся информация о поездке. На некоторых маршрутах будут ходить двухэтажные составы. Никакой дополнительной платы за проезд с болельщика взиматься не будет: даже постельное белье будет бесплатным. Регистрация на сайте простая, примерно такая же, как и при оформлении стандартного железнодорожного билета.
Напомним, что Кубок конфедераций — 2017 пройдет с 17 июня по 2 июля в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. Помимо сборной Новой Зеландии нашими соперниками на групповом этапе соревнований станут команды Португалии и Мексики.